Художественно-эстетическое развитие дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Затравина Асия Наильевна

С помощью живописи дошкольники учатся понимать гармонию природы. Ознакомление с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования ценностных ориентаций в школьном возрасте, как например, умение высказывать, личностное отношение к понравившейся картине, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zatravina_hud_est_razvitie_doshk.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Автор статьи Затравина А.Н., воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

Среди жанров искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура). Живопись один из видов изобразительного искусства, с которым знакомят детей в дошкольном возрасте.

Живопись изображает окружающий нас мир посредством воспроизведения на плоскости цветными материалами его зримых форм и явлений. Это форма отражение реального мира, средство познания жизни и общественного воспитания.

С помощью живописи дошкольники учатся понимать гармонию природы. Ознакомление с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования ценностных ориентаций в школьном возрасте, как например, умение высказывать, личностное отношение к понравившейся картине, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Чумичева Р. М. считает, что главным средством, с помощью которого живопись отражает видимый мир, является цвет. Цвет в живописи - средство не только изобразительное, но и выразительное. Он является важнейшим композиционным фактором. Контрастами, ритмами живописец соподчиняет основные элементы картины, выделяет главное, существенное и вместе с тем объединяет все изображенное в единое, гармоничное целое [63, 14].

Цвет в живописи эмоционален. Отдельные цвета сами по себе могут воздействовать на человека. Так, яркие цвета воздействуют активно при этом одни - возбуждающе (ярко-красный, другие - успокаивающе (зеленый) ; менее активны цвета приглушенных тонов.         Тона - голубые, синие, фиолетовые мы воспринимаем как холодные, оранжевые, желтые - как теплые; более светлые кажутся нам легче, темные - тяжелее. С этими ощущениями связано эмоциональное восприятие цвета.         

В исследованиях Е. А. Флериной показано, что в процессе ознакомления с произведениями живописи дети учатся понимать содержательную и выразительную сторону произведения (что изображено на картине и как выражено, учатся понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест).

Постепенно дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять какие отношения в ней выражены, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения. У детей появляется личностное избирательное отношение к произведению, они могут мотивировать выбор понравившейся картины, и рассказать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусств [59, 88].

Приобщение  к изобразительному искусству начинается  в дошкольном возрасте и проходит, как считали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, в своем развитии определенный путь. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, — умение, которое может возникнуть только на определенном этапе развития ребенка.

И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появляются некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать, ребенок может оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и ее изображением.

Психолого-педагогические исследования показали: дошкольникам при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности.

 Работа по ознакомлению детей с живописью строится в строго определенной последовательности: сначала дети учатся рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выделять главное, видеть выразительные средства создания образа, строить предложения описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказывать оценочные суждения.

Зубаревой Н.М. установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта.

На первом уровне восприятия ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6-7 лет, но и в более старшем возрасте.

Второй уровень восприятия: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию.

На третьем, самом высоком уровне эстетического восприятия  дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления.

На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.

Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости – яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведение искусства.

Педагогическая работа по приобщению детей к искусству требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослым и детьми.

Материальные условия – это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изостудий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов  с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства – закон художественного уподобления.

Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувством передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным.

Процесс понимания детьми художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемый объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчески подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций.

Таким образом, психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослым условий и руководства процессом восприятия.

Литература

1.        Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать

/ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.- 146с.

2.        Венгер В.А. Мухина В.С. Основные закономерности психического развития ребенка/ В.А. Венгер //Дошкольное воспитание,

1973-№5. С.29-38.

3.        Венгер В.А. Воспитание психологической готовности  к систематическому обучению/ В.А. Венгер // Психология дошкольника/ под ред. Г.А. Урунтаевой. М. 1997, С.351-357.

4.        Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок/ Н.А. Ветлугина. - М., 1974.- 34с.

5.        Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду/ Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1974г. – 175 с.

6.        Возрастная и педагогическая психология: / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др.; Под. Ред.А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979г. – 344с.

7.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. – Спб.: Союз, 1997. –82с.

8.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991-93с.

9.        Выготский Л.С. Педагогика и психология / под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991-320 с

10.        Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С Выготский.  - М., 1968. - 34с.

11.        Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности

/ Г.Г. Григорьева.- М., 1999 - 344 с ISBN 5-7695-0326-2

12.        Горбунова Г.А.   Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисованием с натуры        / Г.А. Горбунова канд. дис.- М.: 1995.        

13.        Доронова Т.Н. Занятия по развитию изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет/ Т.Н. Доронова //Дошкольное воспитание, 2000 - №1,- С.34-3

14.        Живопись. / под ред. Бесчастного Н.П., Кулакова В.А. – М: Легпромбытиздат, 1993-249с.

15.         Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей  5 – 7 лет. /Н.М. Зубарева. – М.: Просвещение, 1969. – 111 с.

16.        Искусство. // Детская энциклопедия. М: АПН РСФСР, 1961-т.10.

17.        Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Р.Г. Казакова.- М., 1980. - 194с.

18.        Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности./ Р.Г. Казакова.  – М.: МГПИ, 1985г. – 75 с.

19.        Киплик Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик. - М., 1950- 484с.

20.        Климова М.А. Вещи людей (о натюрморте)/  М.А. Климова   // Художник,

1960-№8-С.62-65.

21.        Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М., 2005 - 61с.

22.        Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова. - М., 2005. - 121с.

23.        Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. М., 1994.- С. 21 - 24.

24.        Комарова Т.С. Организованный процесс обучения – важное условие развития художественного творчества // Дошкольное воспитание, 1982-№7-С.55.

25.        Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. М.: Мнемозина, 1995 год – 157 с.

26.        Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. М.: Мозаика-синтез, 2009-352с.

27.        Костерин Н.П. Учебное рисование / Н.П Костерин.- М: Просвещение, 1984-114с

28.        Кузин В.С. Психология / В.С.Кузин.- М : Просвещение , 1984-276с.

29.        Курочкина Н.А. Знакомство с  натюрмортом / Н.А Курочкина. Библиотека программы “Детство”. – СПб.: Изд-во “Детство-пресс”, 2006-112 с.

30.        Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев.-         М.: Политиздат, 1977- 165с.

31.        Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. / Н.С Лейтес. – М.: Педагогика, 2000. – 218с.

32.        Лукьянов Б.Н.  В мире эстетики. /Б.Н. Лукьянов. – М.: Просвещение, 1988-270с.

33.        Лобок А.Н. Антропология мифа. Екатеринбург: отдел образования администрации Октябрьского района 1997-688с.

34.        Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка.                    / А.А. Люблинская. – М.:, 1965. – 184с.        

35.        Лэнглер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства/ общ.ред. В.П. Шестакова.- М., 2000-287с.      

36.        Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию     / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М., 1979. – 188 с.

37.        Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие                  / Б.С. Мейлах.- М.: Искусство; 1985-318с.

38.        Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта/ В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1981. – 214 с.

39.        Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества/ Мэй Р.- Львов: Инициатива, 2001-192с.

40.        Николаева Е.И. Психология детского творчества/ Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006-220с.

41.        Новикова Л.И. Социальное познание и искусство/ Л.И.Новикова. – М: Политиздат. 1980-255с.

42.        Ознакомление дошкольников с графикой и живописью/ Под ред.  Грибовской А.А. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

43.        Осорина М.В. О роли рисования в развитии мышления // Психология производства и воспитанию. Л., 1977-250с.

44.        Популярная художественная энциклопедия т.2  М., 1986 - 338с.

45.        Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В.Погодина.- 3-е изд., стер.- М .: Издательский центр «Академия», 2012.-352с.,

46.        Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., Мозаика - синтез, 2006. – 156с.

47.        Психология. Словарь / под ред. Петровского А.В, Ярошевского М.М.: Политиздат, 1990-484с.

48.        Рубинштейн С.А. Основы общей психологии/ С.А. Рубинштейн.- М.: Просвещение, 1967-198с.

49.        Рисунок/ под ред. А.М. Серова: Просвещение, 1975-271с.

50.        Ростовцев Н.Н. очерки по истории методов преподавания рисунка  / Н.Н. Ростовцев.- М: Изобразительное искусство, 1987-175с.

51.        Сакулина М.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности/ Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1965.– 365с.

52.        Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина.- М.: Просвещение , 1965-215с.

53.        Сакулина Н.П.,  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (пособие для воспитателей)/ Н.П. Сакулина. -М.: Просвещение 1973г.– 203 с.

54.        Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1980.- 134с.

55.        Соловьева Б.А. Искусство рисунка/ Б.А. Соловьева.- М.:  Искусство, 1989-133с.

56.        Сохина В.П.Восприятие формы дошкольниками и конструирование. //Дошкольное воспитание , 1974-№2-С41.-44.

57.        Теплов Б.М.  Способность и одаренность. // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Фельдштейна.- М.: Международная педагогическая академия, 1994-С.42-46.

58.        Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника/ А.П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. – 265 с.

59.        Флерина Е.А. Детский рисунок/ Е.А. Флерина. - М.: Новая Москва,     1924. – 80 с.

60.        Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста    / Е.А. Флерина.- М., 1956. -297 с.

61.        Художественное творчество и ребенок. / под ред. Н.А Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972-360с.

62.        Черлинка Г.К.  Натюр¬морт в советской живописи //Искусство.            1988. №5. С. 13

63.        Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи/ Р.М. Чумичева.— М.: Просвещение, 1992. – 126 с.

64.        Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии / Вопросы психологии. №6. 1985. С. 14-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...