"Использование современных педагогических методов и технологий в образовательной деятельности с дошкольниками"
методическая разработка

Желябовская Наталья Юрьевна

В сообщении рассказывается об использовании современных педагогических методов и технологий в образовательной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_mo-1.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №  11 «Голубой вагон»   г. Сальска

Сообщение из опыта работы  на тему:

«Использование современных педагогических методов и  технологий в образовательной деятельности с дошкольниками»

 Подготовила:  Желябовская  Н.Ю.,  старший воспитатель

        2019 г.

1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я представлю Вам опыт работы  воспитателей группы «Ягодка» по теме: «Использование современных педагогических методов и  технологий в образовательной деятельности с дошкольниками»

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
(В. Ф. Одоевский)

2.

Основная задача  педагогов дошкольного учреждения – определить  методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели  воспитания, формирования развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения:
«Не рядом, не над ним, а вместе! ».
Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

3.

Что же такое технология?  Согласно толкованию  словаря технология –этосовокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)

4.

Существует  множество видов  педагогических технологий, мы остановимся на  некоторых из них. Современные педагогические технологии определяются как:

  • Здоровьесберегающие технологии,
  • Технология проектной  деятельности:
  • Коррекционные технологии
  • Информационные технологии:
  • Технология познавательноисследовательской  деятельности:
  • Личностноориентированные технологии:
  • 7.Игровые технологии

Инновационными формами работы является переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание, а на общение, взаимопонимание с воспитанниками, на их «освобождение» для творчества.

Я в своей работе с детьми активно   использую  современныетехнологии, которые могут быть сконструированы   в различных комбинациях.

5.

Одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей в свете требований ФГОСДО становится метод проектов..

Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.       Следует знать, что сам термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором он изначально означал “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога),  сотворчество детей и взрослых. При этом все действующие лица работают над единой темой.

Каковы же преимущества технологии  проектного метода?

- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию творческого мышления.

6.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • Исследовательские проекты предполагают проверку  предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 
    В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.
  • Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
  • Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных  ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
  • Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
  • Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

7.Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • пополнение предметно-пространственной среды;
  • подбор диагностическогоматериала  для выявления уровня  сформированности представлений  детей.

II этап -  основной -практический:

  • коррекция планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • защита проекта.

III этап — заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Существуют особенности реализации технологии проектного метода в зависимости от возраста детей.

8.Работа с дошкольниками с использованием  технологии проектной деятельности имеет свою специфику.

Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? Вы должны четко понимать то обстоятельство, что в большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой. С чего начинать планирование проекта? Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт».

 Об этом же говорят и требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

9.

Как же осуществлялась  наша  работа над проектом?На первом этапе нам предстояло правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. Выбору темы нашего проекта предшествовало на первый взгляд обычное, незаметное событие.  Один из воспитанников группы принес мне весенний букет из полевых цветов. Я, поблагодарив ребенка за внимание, спустя какое-то время, стала вместе с  детьми рассматривать  букет, спрашивая  названия цветущих растений. Одним из цветов был знакомый детям –тюльпан, который назвали почти все дети.  Чтобы заинтересовать  детей, я рассказала им  о том, что это необычный тюльпан, что он занесен в Красную Книгу.  Дети стали спрашивать,  что это за книга, почему ее покрасили в красный цвет? Где можно ее увидеть? Так определилась тема и родилась идея работы с детьми  в форме проекта, т.к. тема была очень обширной, интересной и требовала определенной последовательности построения деятельности.

Определившись с темой проекта, мы вступили на егопервый этап. В ходе этого этапа была проведена организационная работа, подобран методический материал, пополнена предметно-развивающая среда, с детьми были проведены беседы, показаны мультимедийные презентации. Ребята проявили большой интерес к выбранной теме и хотели изучать все больше нового и интересного.

На втором этапереализации проектанами был охвачен большой и разнообразный объем работы.

Первым шагом стала совместная деятельность с детьми в группе детского сада. Мы рассматривали книги, занимались художественно-творческой деятельностью, рисовали, лепили птиц, организовали различную игровую деятельностью, игра «Угадай чей голос?», «Кто где живет?», «В чем польза?».

Следующей ступенью нашей работы стали экскурсии за пределы детского сада. Мы посетили музей им. В.К. Нечитайло, работники музея рассказали детям о птицах Донских степей и провели с ними мастер-класс по изготовлению дрофы.

Увлекательной, интересной и очень запоминающейся для детей стала экскурсия в библиотеку, где с ними не только провели беседу, но и показали настоящую Красную книгу. В ходе проведения экскурсий некоторые ребята показали себя как наиболее заинтересованные темой редких животных и растений. Так, возникла идея создания семейного клуба «Знатоков Родного края» для изучения детьми совместно с родителямиредких животных, растений и птиц Донского края. С родителями была проведена тематическая встреча, на которой была решена проблема участия родителей в проекте, их роль в организации отдельных видов деятельности.

Результатом работы семейного клуба стало создание альбомов «Родной свой край люби и знай», «Родной край глазами детей». Было организовано и проведено совместное мероприятие по изготовлению скворечников ко Дню птиц.

Активно стала создаваться мультимедийная студия«Родин-ка», где уже положено начало сбору не только фото, но и видео и аудио материалов.

Так не заметно для себя, с помощью интерактивных методов, я вовлекла в воспитательно-образовательный процесс и родителей, и нашла решение для многих задач. Инновационными формами работы с родителями стали и клубы по интересам, и создание Школы родителей будущих первоклассников, выпуск газеты, семейный клуб вопросов и ответов, работа родительской почты «Напиши что-то важное», оформление информационной корзины, различные конкурсы.

Находясь на основном этапе реализации проекта, нами была проведена трансляция педагогического опыта в средствах массовой информации. Статья в газете Сальская степь, выпуск№ от ..

Уже сейчас, в ходе проектной деятельности, можно выделить традиционные и инновационные формы работы с детьми, которые мы применяли:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Экскурсия
  • Рассматривание
  • Чтение
  • Рассказ
  • Ситуация моральноговыбора
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Проблемная ситуация
  • Игра-экспериментирование
  • Совместнаяс воспитателем игра
  • Совместнаясо сверстниками игра
  • Художественно-творческая деятельность (конструирование и ручной труд, рисование, лепка, аппликация)
  • Исследовательскаядеятельность
  • Создание коллекций и альбомов.

Находясь на данном этапе реализации проекта, у детей сформировались знания о птицах Донского края, занесенных в Красную книгу.

В заключении  проектной деятельности, как правило, проводится презентация или открытое мероприятиепо пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Наша задача  состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи. Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные приемы общения (специфические мимика, жесты и прочее) Все это вы видели в ходе организованного просмотра.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и общению в социальном мире.

Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты, мы планируем продолжать работу, и изучить редкие растения и животных, которые занесены в Красную книгу.. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.Активное использование  проектной  технологии в воспитании и обучении дошкольников позволяет  педагогу лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

В заключении своего выступления хотелось бы с уверенность сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством, строительством дома, фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданное  им образовательное пространство, состоящее   из  взаимодействия ребенка с миром  и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования. Я надеюсь, что выстроенная мною модель образовательного процесс с использованием инновационных форм организации детской деятельности поможет каждому воспитателю реализовать требования ФГОС ДО.