Проектная деятельность
консультация

Сыроватская Наталия Владимировна

Применение творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenei_buntukovovy_tvorcheskiy_proekt.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект: способ развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

         Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «почемучек» и «любознаек». Дети часто задают вопросы и моментально хотят получить ответы на них. Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – здесь ему помогают взрослые. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, построенные на основе современных методов и инновационных  интегрированных технологий. В своей работе я  уже несколько лет использую метод проектной деятельности, целью которой в дошкольном возрасте является развитие творческой и познавательной активности ребенка.

         Главными задачами, в процессе работы, являются развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, развитие речи и активизация словарного запаса через продуктивные виды деятельности, совершенствование технических навыков и умений.    Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить, решать поставленные задачи и определять конкретные цели – всё это формируется на начальных ступенях дошкольного  и школьного  образования. Поэтому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно-творческих способностей детей.

Суть работы над  проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Это самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая значимый результат. Трудность заключается в том, что дошкольники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показывает, что интерес у детей к этому виду деятельности проявляется, а тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными. С целью поддержания этого интереса мы используем следующие формы детских проектов:

1.     Исследовательские: «Почему радуга разноцветная?», «Превращения воды», «Кто живет на севере?», «Почему льются слёзы?», «Почему растут ногти?»

2.      Познавательные: «Наша – каша»,  «Птицы - наши друзья», «Мир вокруг нас»,  «Как зима с весной борется?»

3.     Творческие: создание альбома «Как я расту», «Семейный альбом», создание «Красной книги животных и растений», макеты зон обитания животных (Скотный двор, обитатели севера и тундры, звери жарких стран), «Генеалогическое древо нашей семьи», создание книжки-малышки  разной тематики и т.д.

4.     Игровые (сюжетно-ролевые игры): «Путешествие по нашему городу», «Взятие снежного городка», «Полет на луну» и т.д.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), индивидуальные и групповые. С целью активизации деятельности ребёнка можно спросить, о чем бы он хотел рассказать,  показать своим сверстникам,  о чем узнать больше? К поисковой и творческой деятельности необходимо подключать родителей, т.к. ребенок сам не может в полном объёме справиться с заданием.  Вовлекать ребенка надо, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т.д.

Творческий проект – это деятельность, которая носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители, которые становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

              Использование календарно-тематического планирования позволяет внедрять этот метод проектной деятельности. Опыт показал, что такая система позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания мира, развить познавательную активность, любознательность, правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира.  Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие ребенка.

              Например, недельное тематическое планирование: «Космос».   На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественной литературе, изобразительной деятельности дети знакомятся с понятием «Космос», его покорителями, составляют рассказы о них, рисуют, конструируют. На таких занятиях  решаются проблемные, поисковые, информационные задачи.  Для поддержки заинтересованности детей данной темой  и для развития творческого воображения ребятам было предложено изготовить ракеты, космические корабли. Для путешествия в космические дали. Небольшими группами изготавливали  карту космического пространства. Работа в подгруппах развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. По окончанию работы ребята, бурно обменивались впечатлениями, с интересом рассматривая работы,  друг друга.  Решили организовать выставку творческих работ.

   Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Одним из основных средств нравственного – патриотического воспитания был выбран так же метод проектной деятельности.

С помощью  мультимедийной презентации дети познакомились с историей Великой Отечественной войны, но для малышей это лишь сухие цифры и даты. Реализация проекта «Воспитываем патриота», позволило  ребятам познакомиться с историей страны через  семейные  воспоминания и традиции. С восхищением, интересом и  неподдельным вниманием рассматривали награды, фотографии ветеранов, которые приносили родители в группу. Дети с гордостью рассказывали истории, которые узнали от бабушек, дедушек и родителей о своих родственниках участниках Великой Отечественной войны.

Обязательное условие проекта было - максимальное участие детей в изготовлении листка памяти, изготовление поделок, рисунков и открыток для ветеранов войны.  Дети сами оформляли патриотические уголки. Ребята были заняты благородным делом, которое не должно для них пройти бесследно…

В атмосфере душевного тепла, доброжелательности, в общении с родителями, бабушками, дедушками, был проведен итоговый праздничный концерт.  

Нужны ли такие проекты в детском саду? Несомненно. Чем раньше воспитывать в детях чувства сопереживания, сострадания, чувство гордости за свой народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность, мужество и отвагу, тем более сильное духом   поколение мы получим в будущем.

         Логическим продолжением праздничного концерта стала выставка работ совместного творчества детей и родителей посвящённая великой дате 9 мая День Победы.

С уверенностью можно сказать, что память об этих исторических событиях и о героях Великой Отечественной войны будет жить в сердцах наших детей.

          Самым увлекательным и творчески  направлением в воспитании дошкольников является театрализованная деятельность. С помощью таких проектов дети знакомятся с творчеством писателей и поэтов, с профессиями режиссер, актер, костюмер, гример. В процессе реализации проекта  раскрывается творческий потенциал детей, формируются коммуникативные навыки,  развивается уверенность в себе своих силах и возможностях.  Для успешного воплощения творческого замысла, полученных умений и навыков по музыкально-театральному мастерству и, завершая работу над выразительностью речи в старшей группе, был создан музыкальный спектакль по одноименной сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей.  

Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов,  я  пришла к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

             

       

 Список литературы:

1.Никишина И.В «Инновационная деятельность современного педагога»  Волгоград: Учитель, 2007.2.Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» Ярославль: академия развития, 2008г.

                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...