Статья "Использование интерактивной игрушки "ROBOT MOUSE" в работе с детьми ОВЗ для формирования основ начального программирования".
статья по логопедии (средняя группа)

Программируемый напольный робот «ROBOT Mouse» прекрасно подходит для применения в дошкольной организации. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных средств в работе с детьми с ОВЗ

Для детей с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно - деятельностный подход) имеет особое значение. Дети с речевыми нарушениями в большей степени нуждаются в том, чтобы занятия были интересными и увлекательными, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. Поэтому в системе современных информационных технологий использование программируемого напольного робота «Робомышь» обеспечивает когнитивное и социально-эмоциональное развитие воспитанников с ОВЗ, позволяет включать детей в социально значимую деятельность, способствует их самореализации. 

Программируемый напольный робот «Робомышь» прекрасно подходит для применения в дошкольной организации. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Эти роботы чрезвычайно популярны и любимы детьми за простое управление и дружелюбный дизайн. Программируемый напольный робот «Робомышь» прекрасно подходит для применения в дошкольной организации. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Работа с «Робомышь» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Использование программируемого робота «Робомышь», способствует развитию: внимания, памяти, мелкой моторики, развитию мышления и речи, коммуникативных навыков, умения составлять алгоритмы и ориентироваться в пространстве.

На корпусе, стилизованном под пчелу, размещаются яркие кнопки, позволяющие программировать робота. Память пчелы рассчитана на запоминание последовательности длительностью до 40 шагов. Если запрограммированное действие выполнено, верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение выполненного действия. Эта игрушка соответствует требованиям безопасности, имеет эстетичный внешний вид, отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию. Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – коврики (поля). Они позволяют придумать "Пчелке" разные приключения. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота.

В процессе коррекционно – развивающей работы с использованием «Робомышь» учитываются следующие принципы: -принцип системности.

Работа должна проводиться в течение всего учебного года учителе-логопедом и воспитателем, при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.

-принцип доступности. Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.

-принцип наглядности и интерактивности.

Использование «Робомышь» на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия - это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Применение программируемого робота Bee-Bot позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в коррекционно-развивающую деятельность, активизируют познавательную и речевую активность и усиливают усвоение материала.

Весь процесс обучения состоит в том, что ребенок совместно с педагогом, а затем самостоятельно занимается разработкой заданий для устройства и назначает ему путь передвижения, что помогает в развитии воображения и учит планированию. Кроме этого, с помощью специальных плакатов, прибор будет очень полезен для развития пространственной ориентировки, для обучения грамоте, для изучения математических представлений, для развития речи, что немаловажно для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Например, с помощью коврика «Цвета и формы» дети актуализируют знания об основных цветах спектра и геометрических фигурах.

Примеры заданий:

- по заданной схеме запрограммировать пчелу, чтобы она дошла до определённой фигуры. После выполнения ребёнок проговаривает, через какие фигуры прошла пчела и какого цвета они были;

- ребёнок продумывает и программирует ход пчелы до указанной педагогом и выбранной самостоятельно фигуры. По ходу программирования ребёнок комментирует пройденные фигуры (называет форму и цвет).

Коврик «Город» - используется для уточнения и закрепления знаний:

- об городских объектах ( магазины, кафе, дома, почта, библиотека и т.д);

- о правилах дорожного движения (с использованием дорожных знаков).

Мы сами подготовили различные тематические коврики-«поля»:

С помощью коврика «Классификация объектов» дети смогут обобщить свои знания по основным категориям: птицы, посуда, одежда, насекомые, обувь, домашние и дикие животные, мебель, продукты питания.

Примеры заданий:

- педагог называет (или показывает) квадрат, в который должна прийти пчела и вместе с ребёнком обсуждает путь, по которому пройдёт робот. После выполнения ребёнок называет все объекты, изображённые в квадрате и классифицирует их в одну категорию;

- педагог называет категорию, и ребёнок программирует путь пчелы до указанного квадрата, затем снова называет другую категорию, и ребёнок вновь программирует пчелу и так несколько раз.

Используя поле «Счет», выполненного в виде дорожки с цифрами, передвигая пчелу, ребенок распознаёт цифры, учит их последовательность и обучение счету от 0 до 10, порядковому счету в пределах 5 (с использованием отрабатываемых слов).

С помощью коврика «Звериная семья» дети актуализируют знания о животных и их детенышах (кошка - котенок, собака - щенок и т.д.).

Коврик «Сказка» помогает ребенку вспомнить последовательность сказки и учит пересказывать её. У ребенка развивается лексико-грамматический строй речи, эмоциональная выразительность, коммуникативные способности (сказки «Теремок», «Гуси – лебеди»).

Ориентируясь на символы коврика «Лого-грамматика», дети называют предмет или объект, в том числе и в уменьшительно-ласкательной форме, описывают его признаки, изменяют слово-название в роде, во множественном числе и во время порядкового счёта.

В дальнейшем будут создаваться игровые поля-коврики, в зависимости от целей и задач педагогов, от деятельности или интересов детей.

Таким образом, мы видим, что использование в логопедической и педагогической практике мини-робота «Робомышь» с детьми ОВЗ будет способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей с ОВЗ, развитие их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности.

Коррекционно - развивающие занятия с использованием робота стали намного ярче и динамичнее, как для детей, так и для педагогов. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.

Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом, но следует отметить, что игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагогов старшей группы по формированию основ безопасности.

В настоящее время сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взро...

"Перспективный план работы с детьми по теме: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста"

  План предназначен для работы с детьми младшего возраста по теме ОБЖ.Главные задачи плана:- формировать знания о простейших  правилах дорожного движения;- формировать знания о просте...

Буклет "Возможности мини робота ВЕЕ-ВОТ для формирования основ элементарного программирования"

Bee-Bot это программируемый робот, предназначенный для использования детьми от 3 до 7 лет....

Статья "Программируемый робот Bee-Bot как средство формирования предпосылок начального программирования у детей дошкольного возраста."

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать п...

Использование мини лого-робота Bee Bot «Умная пчела», для формирования основ начального программирования у детей подготовительной группы.

Использование мини лого-робота Bee Bot «Умная пчела»,  в совместной деятельности с целью  формирования основ начального программирования у детей подготовительной группы....

Мастер-класс по теме: «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования».

Возможности использования мини-робота Bee-bot для формирования основ начального программирования и некоторые приёмы работы с ним....