Статья "Программируемый робот Bee-Bot как средство формирования предпосылок начального программирования у детей дошкольного возраста."
статья

Оболдина Наталья Владимировна

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей и формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является парциальная модульная программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oboldina.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Программируемый робот Bee-Bot как средство формированияпредпосылок начального программирования у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

STEM - образование, робототехника, программируемый робот Bee-Bot, алгоритмические умения, начальное программирование.

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей и формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является парциальная модульная программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»: (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, M – mathematics – математика) [1].Целью программы  является развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество[1].

STEM-образование становится дополнением, как к обязательной части основной образовательной программы, так и к части, формируемой участниками образовательных отношений.Программа представлена в интеграции шести образовательных модулей: «Дидактическая система Ф. Фрёбеля», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGOконструирование», «Мультстудия «Я творю мир», «Робототехника». Одним из самых инновационных и востребованных является модуль «Робототехника».

Инновационная команда педагогов детского сада № 73 Красносельского района Санкт - Петербурга, где развитие интеллектуальных способностей детей является одним из приоритетных,   работает над внедрением программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» и обобщила опыт работы по использованию робота Bee-Bot.

«Bee-Bot»- это программируемый робот, предназначенный для детей от 3 до 7 лет. Производитель Великобритания. Роботы «Bee-Bot»  прекрасно подходят для применения в детском саду. Они чрезвычайно популярны и любимы детьми за простое управление и симпатичный дизайн. Этот яркий, красочный и дружелюбный маленький робот является замечательным инструментом для игры и обучения![2].Он понимает 6 различных команд, память на 40 шагов, шаг 15 см, угол поворота 90°, возможно задать паузу ,работает от батареек , подтверждение ввода и выполнения команд осуществляется звуковой и световой индикацией.

Опыт работы по использованию робота Bee-Bot полученв процессе реализации инновационного проекта«Исследуй, пробуй, рассуждай!» описан и представлен в методическом пособии http://ds73.my1.ru/index/innovacionnaja_dejatelnost/0-77.

Целью пособия является: Развитие монологической речи детей дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов и загадок.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Ознакомление с основами программирования и алгоритмизации на примере  робота Bee-Bot;
  • Развитие логического, пространственного, алгоритмического мышления, внимания, памяти, воображения, речи и моторики;
  • Воспитание умения договариваться, работать сообща для достижения общего результата.

Для этого необходимы реквизиты:картотека, поле-коврик, программируемый роботBee-Bot, кубики.

Ход деятельности:

Перед началом работы с  Bee-Bot необходимо: проверить заряд робота, подготовить   поле-коврик с необходимым набором карточек, расположить коврик таким образом, чтобы всем игрокам было удобно разместиться вокруг него.

При изготовлении поля-коврика используется плотный прозрачный полиэтилен или тонкий прозрачный пластик. В нашем случае незаменимым оказалось напольное покрытие для компьютерного кресла. Из него получилось два поля. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, размер каждой клеточки 15Х15 см., стороны которых равны одному шагу робота. Разметка наносится нестираемым маркером. Использование полей-ковриков превращает работу с роботом в увлекательные путешествия.

Дети с воспитателем раскладывают используемые в игре карточки на нужных секторах игрового коврика, договариваясь о том, какая картинка что спрашивает. Например: знак вопроса - назови предмет, палитра - цвет и т.д. Выбрать по жребию игрока, который начнет игру.

Далее ребёнок программирует Пчелу, задавая ей определённый маршрут.  По мере передвижения Пчелы, дети составляют описательный рассказ о предмете, отвечая на вопросы картинок на поле.

Формирование навыков алгоритмизации осуществляется в ходе составления маршрута из кубиков. При составлении маршрута ребёнок учится планировать этапы и время своей деятельности, развивает умение разбивать одну большую задачу на подзадачи, упражняется в ориентировке в пространстве.

Проверить правильность своих действий дети могут самостоятельно, контролируя передвижение робота. Проверив цепочку передвижения, они самостоятельно находят ошибку и исправляют её.

В соответствии с принципами STEM - образования, мы рекомендуем начинать применять Bee-Bot в непосредственной образовательной деятельности взрослого и ребёнка индивидуально или подгруппой 3-4 ребёнка. А затем можно переходить к свободной непринуждённой деятельности детей и взрослых и к самостоятельной деятельности детей в игре[2].

Детский сад № 73 комбинированного вида, поэтому роботBee-Bot применяется как в группах общеразвивающей направленности, так и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Использование программируемого робота Bee-Botоптимизирует процесс интеграции образовательных областей и привлекает к применению в работе воспитателей, специалистов и родителей.

Педагог-организатор используя робота при ознакомлении с достопримечательностями Санкт-Петербурга, закрепляет с воспитанниками знания о Невском проспекте, архитектуре и скульптуре города, станциях метрополитена.

Применение воспитателямикартотеки  ПДД направлено на развитие  первичных представлений о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Использование программируемого робота Bee-Bot при ознакомлении с музыкальными инструментами и различными видами спорта даёт возможность продолжить с детьми работу музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

Учителя-логопеды используют это направление для развития монологической речи детей дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов и загадок.

Родители заинтересовались и приняли участие в мастер-классе по изготовлению картотеки на тему "Осень".

Наш опыт работы разработан с учётом целевых ориентиров и требований ФГОС ДО:

  • Может быть использован как в индивидуальной так и в групповой работе в различные режимные моменты;
  • Bee-Bot может быть сам героем игры, а может быть инструментом, с помощью которого решается поставленная перед ребенком задача (в ходе программирования лого- робота).
  • Позволяет варьировать сложность выполняемых заданий, в зависимости от возраста детей (программирование в несколько ходов, программирование с остановками и с обратным ходом);
  • Повышает                     эффективность диагностики детей дошкольного возраста.

Анализ опыта использования программируемого робота Bee-Bot и результатов мониторинга позволяет сделать вывод об эффективности их применения для интеллектуального развития дошкольников. К основным планируемым эффектам можно отнести следующие:

  • формирование у детей:
  • умения планировать этапы и время своей деятельности, умение разбивать одну большую задачу на подзадачи, ориентироваться в пространстве.
  • повышение уровня общего развития связной речии обогащению словарного запаса,потребности и способности в общении со сверстниками: в совместной деятельности обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют функции. Являются участником достаточно сплоченного детского сообщества.
  • способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников. Адекватно проявляют свои чувства, настроены на разрешение конфликтов.
  • адекватной оценки результатов собственной деятельности, спокойно относиться к возможным и реально совершенным ошибкам. В случае неудачи пытаются определить, на каком этапе могла произойти ошибка, и исправляют ее.
  • повышение профессионального уровня педагогов:
  • совершенствование опыта использования робототехники для решения задач разных образовательных областей;
  • приобретение навыка проведения занятий и организации игр с несколькими детьми (4–5 человек в группе) всего с одной «пчёлкой» без потери их интереса из-за ожидания своей очереди;
  • создание условий для выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей;
  • повышение родительской компетенции:
  • освоение практики использования робота дома для организации совместного времени проведения.
  • развитие предметно-развивающей среды ДОУза счёт созданиеSTEM –лаборатории;
  • формированию позитивного имиджа образовательного учреждения.

Использование программируемого робота Bee-Bot эффективно и может быть полезнопедагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей 5-7 лет, заинтересованных в создании условий для формирования  алгоритмических умений и начального программирования у детей.

Литература:

  1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM –образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. –М.,2019.
  2. Теплова А.Б., Аверин С.А. Образовательный модуль Робототехника. –М.,2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...

Современные образовательные технологии для формирования предпосылок художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Презентация для воспитателей по формированию художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста....

Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста

Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста...

Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Цель: Формировать умение решать логические задачи на разбиение по свойствам (цвет, форма, размер, толщина), работать по кодовым карточкам....

Игры с блоками Дьенеша , как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современно...