Главные вкладки

    Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

    Лыскова Наталья Николаевна

    Цель: Формировать умение решать логические задачи на разбиение по свойствам (цвет, форма, размер, толщина), работать по кодовым карточкам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_s_blokami_denesha.docx19.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Цель. Формировать умение решат логические задачи на разбиение по свойствам (цвет, форма, размер, толщина), работать по кодовым карточкам.

    Задачи. Закреплять навыки вычислительной деятельности. Умение выявлять и абстрагировать свойства, читать схему, знать состав числа. Развивать способность к моделированию и конструированию. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, уважение друг к другу.

    Оборудование и материалы к занятию.

    Мультимедийная техника, диск со звуком запуска ракеты.

    Линейка, циркуль, лекало, треугольник, транспортир, карандаш. (для беседы).

    Карточки по составу числа 10.

    Карточки – схемы ракет, цифры.

    Карточки для проведения логической развивающей игры.

    Кодовые карточки, блоки Дьенеша, круги Эйлера.

    Письмо с космической планеты.

    Предшествующая работа.

    1. Закрепление с детьми признаков кодовых карточек: форма, цвет, размер, толщина.
    2. Работа по закреплению состава числа 10.
    3. Посредством логических развивающих игр закреплять умения подбирать нужные геометрические фигуры.
    4. Беседа о значении математики – Царицы наук в таких направлениях как медицина, строительство в космосе, в школе, в детском саду, в спорте, в конструкторском деле, а также об необходимости таких предметов для конструкторов как линейка, лекало, циркуль, карандаш, транспортир, треугольник.
    5. В форме Д/игр упражнять ребят в умении блоки Дьенеша на нужные множества, используя круги Эйлера, а также умение читать схемы, используя их для конструирования ракеты.
    6. Беседа и закрепление знаний ребят о том, как надо готовиться, чтобы стать хорошим конструктором.

    Ход занятия.

    Этапы

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    1. Организационный (мотивационный)

    1. Основной

    1. Заключительный.

    - Ребята, я приглашаю вас в Царство Математики. Но прежде чем попасть туда, надо выполнить такое задание. Внимание!

    - Возьмите 2 такие карточки, которые в сумме составят число 10 (ребята с карточками проходят в ворота)

    -Ребята, вы уже знаете про утверждение, что Математика – Царица наук.

    -А почему так утверждают?

    - Да. Математика очень необходима конструкторам, которые создают самолеты, корабли, ракеты. Я сегодня буду главным конструктором, а вы мои помощники. И я приглашаю вас в свое конструкторское бюро. Но вам предстоит пройти еще одно испытание. Внимание!

    - Как данные предметы помогают конструкторам?

    - Правильно. Вы уже знаете, какими предметами пользуются конструкторы и я готова принять вас на работу в Конструкторское Бюро. Проходите за рабочие столы.

    - Ребята, какой - то злой волшебник подшутил в моем Бюро. И на карточках, посмотрите, исчезли некоторые детали. Я прошу вас «Помогите их найти».

    - Рассмотрите внимательно карточку, подумайте и расставьте недостающие детали.

     Молодцы! Вы проучили злого волшебника. И я предлагаю вам отдохнуть.

    - Подойдите ко мне. Давайте встанем в круг. Вытяните руки перед собой и соедините их в центре круга. Давайте тихо постоим и попытаемся почувствовать себя теплыми солнечными лучами. Слышите, как тепло разливается по телу?! Закройте глаза! Почувствовали тепло друг друга?

    - Ребята, а вы ведь еще начинающие конструкторы…

    - А что же должен уметь делать конструктор – профессионал?

    - А в какие логические игры мы играем?

    Проходите за столы.

    - Разложите по одной детали по такому признаку (цвет)

    (Проверьте друг друга)

    - А теперь положите по одной детали, как показано на этой карточке (по форме).

    - А сейчас как разложим фигуры?

    (Проверьте друг друга)

    Молодцы! А сейчас пройдите к столам и разделитесь на 2 группы.

    - Разложите синие фигуры в круги Эйлера по такому признаку (по размеру) Поменяйтесь местами и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

    - А сейчас я вам усложняю задания.

    - Разложите блоки Дьенеша по такому признаку ( круг, красный цвет). В пересечении кругов появятся круглые, красные фигуры, которые подходят и к первому и ко второму признаку.

    Молодцы!

    - Ребята, я совсем забыла – к нам с космической планеты пришло письмо. В котором маленькие космические создания сообщают:

    «Нашу планету постигла беда. Мы открыли существование математики, поняли насколько это важно. И нам хочется поскорее узнать все тайны математики. Но у нас пропали цифры. Помогите нам пожалуйста!»

     - Как же нам помочь космической планете?

    - А почему на ракете, а не на самолете, например?

    - Верно. А я ведь не зря пригласила вас в Конструкторское Бюро. Давайте сконструируем ракету – поможем жителям космической планеты.

    - Выберите схемы – чертежи и пройдите за столы. Будете работать каждый, проявлять свои конструкторские способности.

    - Рассмотрите внимательно схему и постройте точно такую же ракету как показано на чертеже.

    Молодцы!

    - Вы построили много разных красивых ракет, а самое главное – выполнили работу точно по схеме, как настоящие конструкторы – профессионалы. И мы сможем отправить все цифры космическим людям.

    Я предлагаю положить цифры на ракету.

    - Готовы к запуску ракет?

    Внимание! Поехали….

    (звук ракеты)

     Мы надеемся, что на космической планете хорошо освоят математику и будут любить ее так же как и мы с вами.

    - Ребята, что самым интересным было на нашем занятии?

    - А какое задание было для вас трудным?

    - А какое задание вы хотели бы повторить?

    - Вы все большие умнички и может быть кто - то из вас в будущем станет хорошим конструктором.

    - Я дарю вам на память вот эти подарки (линейка и карандаш).

    Варианты ответов:

    Математика нужна в медицине, в космосе, в школе, в строительстве домов, в спорте, в конструкторском деле.

    Варианты ответов:

    - С помощью треугольника можно начертить прямой угол.

    - По линейке чертят, измеряют расстояния.

    - Лекало помогает нарисовать изгибы.

    - Циркулем можно чертить круги.

    - Транспортиром можно начертить полукруг, острый и тупой угол.

    Варианты ответов:

    - Пользоваться счетными линейками, составлять точные чертежи, внимательно работать по схеме, хорошо знать математику, умет работать с компьютером, пользоваться инструментами, владеть логическими развивающими играми.  

    - В блоки Дьенеша

    - По толщине

    Варианты ответов:

    - Надо сделать ракету и отправить цифры на планету.

    - Потому что до космической планеты можно добраться только на ракете.

    Предполагаемые ответы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

    Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...

    Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

    Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

    Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

    В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы воспитателя).

    Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами н...