Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Лыскова Наталья Николаевна

Цель: Формировать умение решать логические задачи на разбиение по свойствам (цвет, форма, размер, толщина), работать по кодовым карточкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_blokami_denesha.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Цель. Формировать умение решат логические задачи на разбиение по свойствам (цвет, форма, размер, толщина), работать по кодовым карточкам.

Задачи. Закреплять навыки вычислительной деятельности. Умение выявлять и абстрагировать свойства, читать схему, знать состав числа. Развивать способность к моделированию и конструированию. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, уважение друг к другу.

Оборудование и материалы к занятию.

Мультимедийная техника, диск со звуком запуска ракеты.

Линейка, циркуль, лекало, треугольник, транспортир, карандаш. (для беседы).

Карточки по составу числа 10.

Карточки – схемы ракет, цифры.

Карточки для проведения логической развивающей игры.

Кодовые карточки, блоки Дьенеша, круги Эйлера.

Письмо с космической планеты.

Предшествующая работа.

  1. Закрепление с детьми признаков кодовых карточек: форма, цвет, размер, толщина.
  2. Работа по закреплению состава числа 10.
  3. Посредством логических развивающих игр закреплять умения подбирать нужные геометрические фигуры.
  4. Беседа о значении математики – Царицы наук в таких направлениях как медицина, строительство в космосе, в школе, в детском саду, в спорте, в конструкторском деле, а также об необходимости таких предметов для конструкторов как линейка, лекало, циркуль, карандаш, транспортир, треугольник.
  5. В форме Д/игр упражнять ребят в умении блоки Дьенеша на нужные множества, используя круги Эйлера, а также умение читать схемы, используя их для конструирования ракеты.
  6. Беседа и закрепление знаний ребят о том, как надо готовиться, чтобы стать хорошим конструктором.

Ход занятия.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационный (мотивационный)

  1. Основной

  1. Заключительный.

- Ребята, я приглашаю вас в Царство Математики. Но прежде чем попасть туда, надо выполнить такое задание. Внимание!

- Возьмите 2 такие карточки, которые в сумме составят число 10 (ребята с карточками проходят в ворота)

-Ребята, вы уже знаете про утверждение, что Математика – Царица наук.

-А почему так утверждают?

- Да. Математика очень необходима конструкторам, которые создают самолеты, корабли, ракеты. Я сегодня буду главным конструктором, а вы мои помощники. И я приглашаю вас в свое конструкторское бюро. Но вам предстоит пройти еще одно испытание. Внимание!

- Как данные предметы помогают конструкторам?

- Правильно. Вы уже знаете, какими предметами пользуются конструкторы и я готова принять вас на работу в Конструкторское Бюро. Проходите за рабочие столы.

- Ребята, какой - то злой волшебник подшутил в моем Бюро. И на карточках, посмотрите, исчезли некоторые детали. Я прошу вас «Помогите их найти».

- Рассмотрите внимательно карточку, подумайте и расставьте недостающие детали.

 Молодцы! Вы проучили злого волшебника. И я предлагаю вам отдохнуть.

- Подойдите ко мне. Давайте встанем в круг. Вытяните руки перед собой и соедините их в центре круга. Давайте тихо постоим и попытаемся почувствовать себя теплыми солнечными лучами. Слышите, как тепло разливается по телу?! Закройте глаза! Почувствовали тепло друг друга?

- Ребята, а вы ведь еще начинающие конструкторы…

- А что же должен уметь делать конструктор – профессионал?

- А в какие логические игры мы играем?

Проходите за столы.

- Разложите по одной детали по такому признаку (цвет)

(Проверьте друг друга)

- А теперь положите по одной детали, как показано на этой карточке (по форме).

- А сейчас как разложим фигуры?

(Проверьте друг друга)

Молодцы! А сейчас пройдите к столам и разделитесь на 2 группы.

- Разложите синие фигуры в круги Эйлера по такому признаку (по размеру) Поменяйтесь местами и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- А сейчас я вам усложняю задания.

- Разложите блоки Дьенеша по такому признаку ( круг, красный цвет). В пересечении кругов появятся круглые, красные фигуры, которые подходят и к первому и ко второму признаку.

Молодцы!

- Ребята, я совсем забыла – к нам с космической планеты пришло письмо. В котором маленькие космические создания сообщают:

«Нашу планету постигла беда. Мы открыли существование математики, поняли насколько это важно. И нам хочется поскорее узнать все тайны математики. Но у нас пропали цифры. Помогите нам пожалуйста!»

 - Как же нам помочь космической планете?

- А почему на ракете, а не на самолете, например?

- Верно. А я ведь не зря пригласила вас в Конструкторское Бюро. Давайте сконструируем ракету – поможем жителям космической планеты.

- Выберите схемы – чертежи и пройдите за столы. Будете работать каждый, проявлять свои конструкторские способности.

- Рассмотрите внимательно схему и постройте точно такую же ракету как показано на чертеже.

Молодцы!

- Вы построили много разных красивых ракет, а самое главное – выполнили работу точно по схеме, как настоящие конструкторы – профессионалы. И мы сможем отправить все цифры космическим людям.

Я предлагаю положить цифры на ракету.

- Готовы к запуску ракет?

Внимание! Поехали….

(звук ракеты)

 Мы надеемся, что на космической планете хорошо освоят математику и будут любить ее так же как и мы с вами.

- Ребята, что самым интересным было на нашем занятии?

- А какое задание было для вас трудным?

- А какое задание вы хотели бы повторить?

- Вы все большие умнички и может быть кто - то из вас в будущем станет хорошим конструктором.

- Я дарю вам на память вот эти подарки (линейка и карандаш).

Варианты ответов:

Математика нужна в медицине, в космосе, в школе, в строительстве домов, в спорте, в конструкторском деле.

Варианты ответов:

- С помощью треугольника можно начертить прямой угол.

- По линейке чертят, измеряют расстояния.

- Лекало помогает нарисовать изгибы.

- Циркулем можно чертить круги.

- Транспортиром можно начертить полукруг, острый и тупой угол.

Варианты ответов:

- Пользоваться счетными линейками, составлять точные чертежи, внимательно работать по схеме, хорошо знать математику, умет работать с компьютером, пользоваться инструментами, владеть логическими развивающими играми.  

- В блоки Дьенеша

- По толщине

Варианты ответов:

- Надо сделать ракету и отправить цифры на планету.

- Потому что до космической планеты можно добраться только на ракете.

Предполагаемые ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы воспитателя).

Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами н...

Игры с блоками Дьенеша , как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современно...

консультация для педагогов : «Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста»

в консультации для педагогов дошкольного образования раскрыты проблемы формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста...

Папка-передвижка "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста"

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализ...