консультация для педагогов : «Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста»
консультация

Рычина Наталия Петровна

в консультации для педагогов дошкольного образования раскрыты проблемы формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          МБДОУ№171

          Консультация для педагогов .

Тема: «Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста»

                                                     Подготовила: Рычина Н.П.

                                     воспитатель подготовительной группы

      В науке традиционно большое внимание уделяется проблеме формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Доказано, что определенный уровень их сформированности во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе, особенности протекания периода адаптации (М.М. Безруких [2]). Умение учиться в широком смысле (как умение учить себя) входит в базисную человеческую способность к самоизменению, саморазвитию и определяет способность человека «преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности человеческих отношений» (Б.Г. Ананьев [1]).

Анализ практики работы дошкольных образовательных организаций показывает, что образование детей в предшкольный период нередко основывается на подходах функционального образования, превращающего жизнь ребенка в подготовку к будущим социальным функциям. При этом акцент делается не на систематическую научно обоснованную деятельность по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности, а на отдельные аспекты предстоящего обучения в школе: подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений и др. В тексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности выделена особой строкой. При этом подчеркивается, что все поставленные в стандарте задачи должны быть решены с учётом базовых ценностей российского дошкольного образования, на основе ряда принципов:

1) «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства- понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых... и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» [9].

Таким образом, необходимо ответить на вопрос, как, сохранив «территорию детства», обеспечить поддержку становления личностных качеств, умений, компетенций, которые необходимы ребенку в будущем. Определение стратегии и тактики работы дошкольной образовательной организации по формированию предпосылок учебной деятельности должно осуществляться на основе сформулированных Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и их последователями положений об учебной деятельности и не элементах.

Учебная деятельность определяется в трудах Д.Б. Эльконина «как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте». Учебная деятельность – « это особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий, в ходе которых дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач» [7].

Цель учебной деятельности - познание детьми окружающего, т.е. овладение системой, знаний навыков и умений, компетенций. Если этот процесс организован грамотно, у ребёнка развиваются способности, формируются определённый тип мышления, черты характера и личностные качества.
Л. С. Выготский подчёркивал, «личность развивается в деятельности» [3]. Но важным моментом, который нередко не принимают во внимание педагоги, является то, что не всякая деятельность развивает, является условием развития личности. Формальное, насильственное исполнение деятельности детьми (увы, характерное для наших детских садов) не обогащает личность. В.В. Сериков отмечает: «Образование, ориентированное на развитие личности, достигать своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, её сил саморазвития» [10]. 
Говоря о проблеме формирования предпосылок учебной деятельности, необходимо отметить, что развитие любой деятельности – «это прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности, это проблема развития личности как субъекта этой деятельности» (В.Я. Ляудис [13]).

Очевидно, что позиции субъекта учебной деятельности не может складывается одномоментно при поступлении ребёнка в школу. Она формируется на протяжении всей жизни человека. Задолго до школы, в недрах ведущих для дошкольников видов деятельности зарождаются важные стороны личности, которые лягут в основу такой её комплексной характеристики как позиция субъекта учебной деятельности. Все эти приобретения, по мнению А.В. Запорожца, затем войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности»[4].

В дошкольном детстве необходимо обеспечить становление ребёнка в качестве субъекта доступных ему видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, изобразительной, музыкальной, двигательной. В дальнейшем, уже во время обучения детей в первом классе, под руководством учителя на основе сформированных в детском саду предпосылок происходит становление ребёнка в качестве субъекта учебной деятельности, а также других аспектов готовности к школьному обучению (Б.Г. Ананьев , А.И. Сорокина [1]).

Как известно, ребенок получает знания и умения в разных видах деятельности. Отличие учебной деятельности состоит в том, что она позволяет усваивать систему теоретических понятий как форму общественного опыта (Д.Б. Эльконин [7]). Это предполагает осознанное выявление ребенком способа действий. Таким образом, базовой предпосылкой учебной деятельности является «овладение детьми общими способами действий, т.е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения» (А.П. Усова [12]). 
Сегодня наша система образования возвращается к пониманию того, что на этапе обучения в начальной школе важнее всего научить ребенка учиться, сформировать умение осуществлять универсальные учебные действия. Основой для формирования данного умения являются обобщенные учебные умения (А.П. Усова [12]). Важнейшим из них является умение выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать ее как самостоятельную цель деятельности. Сохранение доминирования в дошкольных образовательных организациях знаниевого подхода приводит к тому, что упускается период «переориентации сознания детей с конечного результата на способы его достижения» (Н.Н. Поддьяков [8]), благоприятный для становления первичных познавательных действий. В старшем дошкольном возрасте при условии познавательной активности детей и постановки перед ними четких задач, дошкольники начинают осознавать механизмы добывания знаний. Осознанность определяет целенаправленность дальнейшего поиска, становление новых познавательных действий, выход на новые уровни познавательной деятельности.

Становление познавательных действий происходит только в том случае, если они применяются в различных условиях (стандартных нестандартных). Это достигается в ходе решения аналогичных задач, приводящих ребёнка к определённому обобщению, возникновению прецедента переноса найденных способов действия в новые, изменённые условия, становлению соответствующих навыков ( Д.Б. Эльконин [7]).

При этом формируются противоположные по сути, но одинаково важные предпосылки учебной деятельности: умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.

Важной предпосылкой становления учебной деятельности является умение осуществлять контроль за способом выполнения своих действий и оценивать их. Отличительной особенностью учебной деятельности является то, что она осуществляется на основе образца действий. Это определяет необходимость формирования у ребёнка умения сопоставлять свои действия с образцом, контролировать их. Без данного умения осуществление учебной деятельности невозможно. Н. Н. Поддъяков отмечает, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать именно с формирования данных умений [8].

К предпосылкам учебной деятельности относится также сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности. Л.А. Венгер подчёркивал, что «первым условием успешного учение ребёнка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов:
•отношение к учению как к важному общественно значимому делу;
•стремление к приобретению знаний;
•интерес к определённым учебным предметам»[7].

У старших дошкольников существует объективные предпосылки возникновения данных мотивов. Среди них – желание ребёнка стать школьником, обрести новый значимый для него и окружающих статус и природная любознательность. Чаще всего детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни. При этом «формирование более глубокой, собственно учебной мотивации» (Л.А. Венгер[7]) возможно только при включении ребёнка в учебную деятельность, т.е. уже в школе. Важной задачей предшкольного этапа является формирование у детей положительного отношения к школе, учет в образовательном процессе и развитие личностных мотивов включения в разные виды деятельности (стремление к общению, самореализации, самоутверждения, получению удовлетворения от процесса деятельности его результата и др.).

Учебная мотивация – один из видов мотивации, соответствующей деятельности учения. Она определяет направление способы реализации различных форм учебной деятельности, включает эмоционально-волевую сферу. Учебная мотивация «выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обуславливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал» (А.К. Маркова [6]).

Учебная мотивация - это система включающая:

•познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы;
•мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности (А.К.Маркова[6]).

Важной предпосылкой включения в учебную деятельность, условием успешности учения является развитие произвольности, управляемости

поведения. Произвольность внешнего, двигательного поведения определяет способность ребенка соблюдать школьный режим, организованно вести себя на уроках. Способность осуществлять волевое усилие необходима для осуществления целенаправленной деятельности в случаях, когда материал не представляет для ребенка непосредственного интереса. Поскольку в силу различных обстоятельств объективного и субъективного характера у современных школьных новобранцев произвольность развита недостаточно, учителю необходимо всерьез позаботиться о том, чтобы мотивировать, заинтересовать детей. 

Таким образом, успешность работы по формированию предпосылок учебной деятельности зависит от целого ряда факторов. Важнейшей составляющей успешной учебной деятельности является умение понимать суть учебной задачи и решать ее. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основная цель деятельности детей заключается в усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений и в решении определённого класса конкретно – практических задач.  « Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов [7]).

Д.Б.Эльконин отмечал, что не всякая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая задача, которая содержит себе учебную проблему. Поэтому решение задач формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечение готовности детей к школьному обучению требуют от педагога владения технологиями проблемного обучения, позволяющими конструировать различные форм организации детских видов деятельности [11].

Можно сказать, что путь к решению задач формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности лежит через отказ детских садов от массово – репродуктивной организации педагогического процесса, через переориентацию с объяснительно-иллюстративных (информационно – рецептивных) методов на методы проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) и исследовательский методы (И.Я. Лернер [5]).

Эффективным с точки зрения решения рассматриваемой проблемы является отказ педагога от постановки перед детьми отдельных заданий, предполагающих исполнительскую позицию ребёнка при руководящей, довлеющей роли взрослого, нередко действующего, по словам М. Монтессири, не вместе с ребёнком, а вместо него. Чтобы формировать предпосылки учебной деятельности, в ходе конструирования образовательного процесса педагогу необходимо создавать ситуации (учебные, игровые, коммуникативные и др.), в которых каждый ребёнок:

• может увидеть соответствующую возрасту учебную задачу, свою роль в её решении;

•будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта является наличие у ребёнка собственной цели и личностного компонента деятельности;

•получит возможность планировать предстоящую работу, выявить её результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;

•научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретённых личностных качеств  для достижения поставленных целей.

Подробно подходы к конструированию обучающих ситуаций с учётом данных задач рассмотрены нами в статье «Проблемный подход в образовании старших дошкольников» [11]. Многолетний опыт займа действий с педагогами в учебной аудитории, анализ занятий, остающихся ключевой формой обучения в детском саду, показывают, что для воспитателей представляет сложность не только комплексное решение проблемы формирования элементов учебной деятельности у дошкольников, построения соответствующей системы работы, но и решение каждой из представленных выше задач в отдельности.

Разворот к ребёнку всей педагогической системы, о котором написали великие учёные, пока так и не произошел. Педагогом ещё не только предстоит научиться видеть в ребёнке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство. Без этих изменений невозможно не только формирование у детей предпосылок учебной деятельности, но и решение других задач дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

•«охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия [9] - загоняемый в позицию объекта, в условиях фрустрации его творческих, познавательных и других потребностей ребёнок не может чувствовать себя комфортно;

•«обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней» [9]- одним из важнейших аспектов преемственности должна стать работа по формированию предпосылок, а затем элементов учебной деятельности на основе содержания программ каждого из уровней образования, приоритетных видов детской деятельности, с учётом возрастных особенностей и возможностей детей и текущих задач поддержки процесса их развития;

•«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [9]-главным условием решения данной задачи является субъект-субъектный характер взаимоотношений участников образовательного процесса, способность педагога сопровождать и амплифицировать естественные процессы развития детей, а не навязывать им свою программу;

•«развития...инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка» [9]-образовательный процесс в детском саду, построенный традиционным образом, не только не способствует развитию данных качеств, но и приводит к нарушению естественного порядка их формирования.

Таким образом, проблема формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, как и многие другие проблемы дошкольного образования, тесно связана с задачей повышения профессиональной компетентности педагогов, формированием группы практических умений:

•обоснованно ставить цели воспитания, обучения и развития детей;

•ставить и корректировать задачи организации детских видов деятельности (в форме обучающих, игровых, коммуникативных ситуаций, занятий, творческих мастерских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, их интересами, уровнем готовности к освоению данного блока программы;

•формулировать цели и задачи работы детей на основе программных задач воспитания, обучения, развития; вовлекать их процесс постановки целей и задач занятия (других форм работы); формировать у дошкольников соответствующие навыки, выявлять степени понимания целей и задач предстоящей работы;

•вовлекать детей в процесс формулировки плана предстоящей деятельности в соответствии с её целью, проблемой, учебной (игровой, практико-ориентированной, творческой) задачей, в работу по определению результатов деятельности и способов их достижения;

•выбирать методы организации детских видов деятельности, соответствующие целям и задачам воспитания, обучения, развития детей, позволяющие устанавливать отношения сотрудничества с детьми, вести с ними диалог, организовывать совместную деятельность здесь для достижения запланированных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы воспитателя).

Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами н...

Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Цель: Формировать умение решать логические задачи на разбиение по свойствам (цвет, форма, размер, толщина), работать по кодовым карточкам....

Игры с блоками Дьенеша , как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современно...

Папка-передвижка "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста"

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализ...