Главные вкладки

    Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
    консультация на тему

    Игры с блоками Дьеныша.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

    Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией» любого человека. Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвижение в основном избранном деле. Поэтому направленное формирование целостной учебной деятельности, развитие тесно связанных с ней интеллектуальных, познавательных сил учащихся является сегодня ведущей линией обновления образовательной практики. На первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, независимо от того, к какой предметной области (русский язык, математика, естествознание или др.) они принадлежат.

    Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций. Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Трудности абстрагирования, обобщения, выделения существенного и отбрасывания несущественного проявляются на всех этапах школьного обучения. Недостаточное развитие ведущих мыслительных операций приводит к различным трудностям в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением; синтезе – построении целого из частей; сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов; систематизации и классификации – построении предметов или объектов по какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку; обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков. Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

    Успешному решению задачи развития основных мыслительных операций у детей способствуют игры с блоками Дьенеша. Этот универсальный материал, разработанный венгерским ученым, помогает ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, такими как: сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование. В комплекте «Блоки Дьенеша» 48 фигур четырех форм: круга, треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: красного, желтого, синего; двух размеров: маленького и большого; двух видов толщины: толстых и тонких.

    Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

    На подготовительном этапе дети знакомятся с содержанием обучающей игры. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному замыслу или образцу.

    В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Ребята воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

    Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи?» и «Чем отличаются?» Например, перед детьми лежат блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Чем похожи эти фигуры? Ребенок отвечает: «Это круг, и это круг, и это круг». Педагог: «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». Педагог: «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети: «Этот маленький, а этот большой». – « Правильно, и по величине они разные».

    Аналогичным образом дети устанавливают различия фигур по толщине. Постепенно они овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

    На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме). Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме). После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер). И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

    На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.

    Так, цвет изображается пятном.

    Величина – силуэтом домика (большой, маленький).

    Форма – соответственно контурами фигур.

    Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый). Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

    Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки. Пользуясь карточками, ребята называют «имя» каждого блока, т.е. перечисляют его признаки. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывают друг другу фигуру, которую необходимо отыскать. Дети могут придумать и нарисовать свою схему, или обозначить свойства фигур словами. В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

    Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

    После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц. Воспитателем готовятся таблицы, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.

    Игровая задача – как можно быстрее и правильнее найти домик для каждой фигуры. Победитель может быть определен в ходе индивидуального, парного или группового первенства.

    Значительно усложняет предыдущий вариант игры введение значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест накрест соответствующего кодирующего рисунка. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Детям можно предложить найти фигуру по опредленной схеме. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

    Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.

    Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать в нем чужим и незащищенным. Игры с блоками Дьенеша неспеша и осторожно приоткроют дверь в этот мир, и если это будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате: тренируемые интеллектуальные процессы и качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой.

    Список литературы:

    1.Дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Сост. С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.

    2.Учиться только на пятерки: Учебно-методическое издание / С.Н.Костромина. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 504с.

    3.Как помочь слабоуспевающему школьнику: Психодиагностические таблицы / Н.П. Локалова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2003. – 96с.

    4.Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии») / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

    5.И учеба, и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: «Академия развития» , 1997. – 240с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

    Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...

    Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

    Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

    Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

    В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы воспитателя).

    Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами н...

    Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Цель: Формировать умение решать логические задачи на разбиение по свойствам (цвет, форма, размер, толщина), работать по кодовым карточкам....