ВОСПИТАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

Малькова Галина Александровна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет формирование у детей ценностей здорового образа жизни, как одну из важнейших задач дошкольного образования. 

Здоровье – это то, что желает для себя каждый человек, но абсолютно здоровым не может быть никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технический прогресс не способствуют сохранению здоровья. Однако возможно противостоять вредным влияниям, приостановить разрушение организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить образ жизни, свои привычки, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет формирование у детей ценностей здорового образа жизни, как одну из важнейших задач дошкольного образования.  

Здоровье – это то, что желает для себя каждый человек, но абсолютно здоровым не может быть никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технический прогресс не способствуют сохранению здоровья. Однако возможно противостоять вредным влияниям, приостановить разрушение организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить образ жизни, свои привычки, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

Привычки это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.  

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.

Например, чтобы научить ребенка одеваться, надо озвучить, что сначала следует надеть трусики, колготки, платье, а затем обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой последовательности, у него вскоре закрепится навык.

Для организации работы по данному направлению целесообразно выделить следующие полезные привычки детей старшего дошкольного возраста:

- привычка соблюдать режим дня,

- привычка соблюдать личную гигиену,

- привычка правильно питаться,

- здоровый сон,

- прогулки на свежем воздухе,

- привычка заниматься физкультурой и спортом.

Представления старших дошкольников о полезных привычках, сохраняющих здоровье,  выявлялись в ходе наблюдения за  детьми в режимных моментах, в игровой деятельности, за поведением на прогулках. С этой же целью проведена беседа  на тему «Полезные привычки»

В образовательной деятельности проводились беседы на темы: «Мой режим дня», «Чистота - залог здоровья», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Зачем мы спим», «Мой любимый вид спорта» и т.д.

Применялись здоровьесберегающие технологии: двигательные минутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, музыкальная терапия и т.д.

Для достижения эффективности формирования полезных привычек в работе с детьми использовались алгоритмы выполнения последовательности действий: алгоритм умывания, алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, алгоритм одевания на улицу

Была подобрана детская художественная литература по теме: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Герасимова «Купаю куклу», А.Акулин «Людоеды», С.Маршак «Робин-Бобин», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е.Благинина «Научу одеваться и братца», В.Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Ночь уходит», С.Прокофьев «Силач», В.Голявкин «Про Вовкину тренировку», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец». Организовывались сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Продуктовый магазин», «Семья на прогулке», «Олимпиада» и т.д.

Для закрепления представлений у детей о здоровом образе жизни были подобраны дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «Что сначала, что потом?», «Составь меню», «Таблица витаминов», «Одень Аню на прогулку», «Здоровый - нездоровый сон», «Загадай-отгадай», «Полезные и вредные продуты», «Сервирова стола».

Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек.

Дети приучались к личной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце. Подводились к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и для здоровья окружающих.

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка.

Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита.

Важным моментом в организации питания являлось дежурство детей, которые помогали взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, убрать использованную посуду.

Одной из самых действенных укрепляющих здоровье привычек в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке менялись в зависимости от предыдущей деятельности детей. Так после малоподвижной деятельности прогулка начиналась с подвижных игр; после физкультурной, музыкальной деятельности -  с наблюдения, спокойных игр.

Главными союзниками в работе по формированию полезных привычек у старших дошкольников стали родители, т.к. они являются самым ярким примером для своих детей.

Для родителей были изготовлены памятки «Слагаемые здоровья», «Правильное питание», «Прогулки на свежем воздухе», «Профилактика простудных заболеваний».

Проведенная работа с родителями (консультации, памятки, выполнение совместных работ с детьми) также дала положительные результаты. Родители стали больше уделять времени формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Полезная и вредная еда".Для детей старшего дошкольного возраста.

Игра "Полезная и вредная еда" придумана мной для формирования и закрепления знаний по ОБЖ....

Игра - викторина «Полезная и вредная еда» для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании....

Формирование культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) по образовательной области «Познавательное развитие»

КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» Приоритетное направление (образовательная область): «Познавательное развитие», интегрируется...

Конспект Викторины «Полезная и вредная еда» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: социально- коммуникативная

Создание условий для  формирование у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании...