"Мир равных возможностей"
консультация

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Анализ образовательной теории и практики показывает, что современная ситуация развития инклюзивных форм образования для детей с синдромом Дауна начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Специалистам, родителям и воспитателя понятно, что для таких детей процесс включения в дошкольные образовательные учреждения — это процесс новый, достаточно трудоёмкий, требующий к себе особого внимания. Однако включение таких детей в группы детского сада общего типа — это перспективное будущее. Ребёнок с особыми образовательными потребностями, в том числе с синдромом Дауна, включаясь в среду обычных сверстников, начинает тянуться за ними, наращивая тем самым потенциал собственного развития. Полноценное образование для детей с особыми образовательными потребностями, для детей с синдромом Дауна требует создания условий для их вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_ravnyh_vozmozhnostey.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Анализ образовательной теории и практики показывает, что современная ситуация развития инклюзивных форм образования для детей с синдромом Дауна начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Специалистам, родителям и воспитателя понятно, что для таких детей процесс включения в дошкольные образовательные учреждения — это процесс новый, достаточно трудоёмкий, требующий к себе особого внимания. Однако включение таких детей в группы детского сада общего типа — это перспективное будущее. Ребёнок с особыми образовательными потребностями, в том числе с синдромом Дауна, включаясь в среду обычных сверстников, начинает тянуться за ними, наращивая тем самым потенциал собственного развития. Полноценное образование для детей с особыми образовательными потребностями, для детей с синдромом Дауна требует создания условий для их вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Поэтому одна из главных задач воспитания ребенка с синдромом Дауна – это интеграция в жизнь коллектива сверстников через создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов. В таком детском коллективы ребята с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, учатся жить и взаимодействовать в едином социуме, что одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Для воспитателя такой группы задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных.

В интегрированной, инклюзивной группе социализация может проходить при одновременной реализации таких условий как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Кроме того, для воспитателей и специалистов важен правильный набор и ранняя диагностика, наблюдение и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и адаптация.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому формы и методы работы по социальной адаптации необходимо основывать на принципах представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна.

Формирование социальной адаптации «особых» детей происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов.

Игра — основное занятие ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Большинство навыков, которые необходимо сформировать у детей, можно представить, как игровые. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного учреждения. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в общество. В правилах игр заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Таким образом, при работе с группой дошкольного возраста, где находится ребенок с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что дети с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как игра у них сама не формируется. Создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения французский врач и педагог Э. Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «…и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он, прежде всего не хочет». Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычного детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

Солнце не делает различий. Ему все равно, на кого светить - на богача ли, на бедняка. Оно равно греет и святого, и грешника, «общественно важную персону» и «изгоя общества», работодателя и служащего, мужчину и женщину, старого и молодого, гения и умственно отсталого, боязливого и бесстрашного, образованного и неграмотного, черных, белых, желтых и краснокожих, христиан, индусов, буддистов, мусульман и иудеев, капиталистов, социалистов и коммунистов, людей работящих и творческих и людей ленивых и туповатых, счастливых и несчастных, животных, растения, насекомых, микробов и минералы.

Давайте же и мы научимся любить себе подобных, независимо от того, как они выглядят или как себя ведут. Только тогда мы будем по-настоящему свободны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей».

Краевой профессиональный конкурс «От специальности к профессии - 2013 год»...

Выступление на предметном метод объединении учителей – логопедов Представление проекта: «Школа равных возможностей!»

Проект предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью боле  лучших результатов по адаптации и социализации особенных детей....

"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. ...

Открытый Московский Фестиваль "1+1": равные условия - равные возможности

В конкурсе участвовали воспитанники с особыми возможностями здоровья. Тренировались серьезно, осознано. Выступили достойно!...

Открытый московский фестиваль "1+1": равные условия - равные возможности.

В феврале 2023 года мои воспитанники группы "Солнышко" ДОП "Сказка", дети с ОВЗ и нормотипичные дети приняли участие в открытом московском фестивале "1+1": равные условия...