Статья на тему: «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах»
статья (подготовительная группа)

Юлия Александровна Трофимова

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.  Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых.
         Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них  развивается  творческое  воображение. Пополняется словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека. Развивается умение отождествлять себя с театральным персонажем. Учатся сочетать речь и движение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu.a._trofimova.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7»

Статья на тему: «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах»

                    Юлия Александровна Трофимова

                   воспитатель первой категории

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.  Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых.
        Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них  развивается  творческое  воображение. Пополняется словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека. Развивается умение отождествлять себя с театральным персонажем. Учатся сочетать речь и движение.
        Театрализованные игр многообразны, они взаимно дополняют друг друга.   Необходимо начать свою работу с оборудования театрально -  игровой зоны.
        В театрально - игровой зоне разместить, учитывая возрастные особенности дошкольников, материалы, оборудование, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек. Изготовить ширму для постановки кукольных театров, фланелеграф, атрибуты для театра (деревья, теремок, одежду для ряженья). При проектировании зоны театральной деятельности мы учитываем основной принцип построения предметно-пространственной среды - доступность.
        В последующем необходимо изготовить разные виды театров. Вначале это был небольшой набор игрушек, фланелеграф к нескольким сказкам, теневой театр. Постепенно зона театрально - игровой деятельности пополняется набором сказок на фланелеграфе: «Заяц, лиса и петух», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Репка», «Пых», «Перчатки», «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?» (Сутеева), «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Три поросенка», «Лисичка – сестричка серый волк», «Усатый - полосатый», «Пых».
        Театр на палочках: «Красная шапочка», «Колобок», «Зайкина избушка»
Конусный: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Бычок – смоляной бычок», « Как лисичка бычка обидела».  
На кружках: «Курочка ряба»
Теневой: (все фигурки животных, людей)
Пальчиковый: (для игр «Моя семья») Сказка «Лиса и журавль», «Теремок».
На лопатках: «Соломенный бычок – смолянной бочок»
На шариках: «Три медведя»
        Исходя из потребностей детей в  активном общении  театрально – игровую деятельность в группе  можно организовать как в утренний, так и в вечерний  отрезок времени. Работа с детьми по театрально - игровой деятельности проходит и на занятиях по развитию речи и культуре речевого общения. На занятиях можно организовать кукольные спектакли, игры-драматизации или фрагменты, беседы по содержанию, упражнения и задания имитационного характера (голосам животных и птиц), речевые упражнения.
        В  нерегламентированной деятельности    с детьми можно закрепить пройденный материал (тексты знакомых художественных произведений),  познакомить с новым материалом (художественными произведениями), включать сценки на утренниках, ставить спектакли с детьми (старшего дошкольного возраста) для детей младшего дошкольного возраста, организовывать самостоятельную театрально- художественную деятельность,  развлечения, мини-игры, совместную деятельность взрослых и детей (совместные постановки), использовать в своей работе комплексные занятия, тематические занятия.
Во второй младшей группе  разыгрываются с детьми песенки, потешки, небольшие сценки, используются игрушки и фигурки плоскостного театра. Формируется у детей умение передавать интонации сказочных героев, подражать голосам птиц, животных.
        В средней группе в процессе театральной - игровой деятельности    формируется у детей умение передавать в роли что-то свое личное, индивидуальное, театрализованная деятельность в этом возрасте возникает уже по инициативе детей. Уделяется внимание воспитанию у детей уверенности в себе, в своих силах, умение сочетать в роли движения и слова.
        В старшей группе можно организовать специальные занятия, где проводится обучение способам художественно-образной выразительности речи, включаются фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также используются занятия по развитию речи и культуре речевого общения для обогащения активного словаря при проведении театрализованных игр.
         Все обучение  строится поэтапно:
1. Знакомим с художественным произведением через работу над ролью (техника речи, интонация, поза, жесты).
2. Процесс самой репетиции (здесь дети взаимодействуют друг с другом и проявляют свое творчество).
3. Сама постановка театра (одни дети -  зрители, другие участники)
В ходе работы  находим интересные приемы, например:
внезапное появление театральной куклы или педагога с предложением поиграть;
игровые действия с пальчиковыми куклами;
пение песен, пересказ стихов, потешек; пересказ произведения с помощью куклы;
игровые объявления по «громкоговорителю»;
принятие педагогом игровой роли на себя;
игровые упражнения;
изготовление игровых билетов;
беседы о посещении театра с показом действий актера и т.д.
внесение новой игрушки, декораций;
доброжелательная реплика, напоминание, совет;
 обогащение репертуара;
анализ игровых действий с детьми;
строительство сцены, театра с помощью модуля и его элементов, из крупного строительного материала;
изготовление пригласительных билетов на спектакль для малышей;
 рассматривание иллюстраций журналов, книг
        Предлагаем детям самостоятельно придумывать сюжет с воображаемыми игрушками и обыграть его; читаем детям знакомую сказку  и предлагаем им придумать новую, но с теми же персонажами;
Предлагаем детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок для разных  ролей – Дед мороз и лягушки, Снегурочки и петушка.
Представляем детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка. Предлагаем детям выбрать роли по желанию, назначала на главные роли наиболее робких, застенчивых детей. Распределяем роли по карточкам (дети тащили любую карточку, на которой был изображен персонаж). Можно проигрывать роли в парах.
        При организации театрально – игровой деятельности учитываем: содержательность занятий, разнообразие тематики.
        Ежедневно включаем театральную деятельность во все формы педагогического процесса. Подбираем игры и упражнения, учитывала, чтобы это сочеталось в движении, речи и мимике. Для включения родителей в педагогический процесс используем разнообразные формы и методы работы: консультации, беседы, приглашаем родителей на открытые комплексные занятия.
        Театрально-игровая деятельность способствует развитию речи и культуре речевого общения, творческого потенциала детей, их художественных способностей, ценных личностных качеств, психических процессов.
        Театрально-игровая деятельность служит прекрасным средством коррекции застенчивости, неуверенности, тревожности воспитанников, развитию активности речи.
        Дети станут более общительны, свободны в своих высказываниях.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности, а театрально-игровая деятельность пользуется у детей неизменной любовью.

         Театрально-игровая деятельность проходит в несколько этапов. Вначале выразительно читается произведение, а затем проводится по нему беседа.  Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?». После чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?». Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовывать прочитанное.            Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образ героев используются специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, читаю отрывок из сказки и спрашиваю: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.
    Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстрации особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.). После беседы о прочитанном и подобных упражнений возвращаюсь вновь к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда не требую буквального воспроизведения содержания. При необходимости не принуждённо поправляю ребёнка, и двигаемся дальше.

        Однако когда текст усвоен, поощряется точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.
    Для формирования навыков речевой выразительности, используются знакомые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств языка и представляют возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой. Вначале фрагменты из сказок используются как упражнение. Например, детям предлагаем попроситься в теремок как лягушка или медведь. После чего спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Потом усложняю задание, предложив одному разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, воспитанники ненавязчиво учатся словесному перевоплощению.
         Для развития уверенности в себе организуется работа так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-либо роли. Даётся детям возможность выбрать роль по желанию, также назначаются на главные роли наиболее робкие, застенчивые детей. Предлагаем проиграть роль в паре. Иногда возникает такая проблема, как нежелание играть отрицательных персонажей. Тогда я объясняем детям, что сейчас мы все артисты, поэтому должны играть и отрицательные роли и положительные. Причём сыграть отрицательную роль намного сложнее.
        Во время игры, которая повторяется несколько раз, ребёнок не теряет интереса, а наоборот, каждый следующий раз всё более активно участвует в ней, вслушиваясь в слова, их ритм, движения начинают приобретать осмысленность.      Многократное повторение   оставляет глубокий след в сознании ребёнка. Он учится понимать мотив действий, поведение того или иного персонажа. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга. Подражание не носит характера обязательности. Даётся примерный образец и предлагается детям двигаться в соответствие с характером образа. Очень важным и полезным приёмом является объединение слова и движения. Совпадение образного слова и движения – образа – развивает детское воображение: ребёнок точнее передаёт характер игрового образа, исчезает скованность, движения становятся свободными, появляется уверенность. Ребёнок недолго ограничивается простым воспроизведением. Он начинает воспроизводить освоенные им движения, жесты, образы по-новому, нанизывает образы на образы, переставляет факты, превращает зверей в людей, а людей делает животными, птицами, предметами и т. д. Возникают первые опыты творчества.

Литература:

1. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. 
–М., 1964. 
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968. 
3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии
личности // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4. 
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для
воспитателя детского сада). – М.: Просвещение, 1979. 
5. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: 
Просвещение, 1979. 
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967. 
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: 
Просвещение,1981.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// 
Вопросы психологии. – 1996. - №6. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка и проведение театрально-игровой деятельности дошкольников

Консультация была подготовлена и проведена мной для педагогов дошкольного отделения, что способствовало в дальнейшем более активной деятельности педагогов в этой области в повседнейной работе, участие...

Папка-передвижка по проведенной театрально-игровой деятельности. Сказка "Теремок"

В папке-передвижке представлен конспект в старшей группе "Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок". Отражены фотографии театральной деятельности....

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»

Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...

Статья на тему: «Создание предметно- развивающей среды для организации и проведения самостоятельной игры-исследования»

В статье раскрыто значение правильно организованной предметно-развивающей среды для организации и проведения игры-исследования. Даны критерии оценки игрушки и игрового материала для данного вида детск...

Статья для педагогов "Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"

Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста:- значение;- методика организации;- виды этюдов;- примеры этюдов....

Консультация Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах

Консультация Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах...

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности"

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша зад...