Статья на тему «Создание предметно - пространственной среды посредством продуктивных видов детской деятельности».
статья

Дворникова Ирина Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvornikova_statya_ds_390_gorod_chelyabinska.docx5.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание предметно - пространственной среды посредством продуктивных видов детской деятельности».

Образовательный процесс дошкольной образовательной организации  строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность. Создавая что-то своими руками, ребенок показывает это окружающим, чувствует себя деятелем, испытывает гордость за свою работу. Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной детской деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость.  

Основной целью продуктивной  детской деятельности является развитие у ребенка способностей к достижению желаемого результата. Педагогу необходимо обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности.

Продуктивные виды детской  деятельности это  конструирование из строительного материала и различных конструкторов, бросового материала, рисование, лепка и аппликация и многие другие формы созидательного труда. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Лепка из пластилина,  глины, соленого  теста очень увлекательное, интересное, полезное занятие. Другой вид продуктивной детской деятельности — аппликация — позволяет ребенку ознакомиться с различными способами работы с бумагой. Создавая продукты детской деятельности, мы предлагаем детям неограниченный материал : солому, бисер, бусины, паетки, палочки, вату, свечи, тушь  и так далее.

Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Художественный (ручной) труд — это вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги и картона выполняют работы по типу оригами.

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

  • развитие воображения и творческих возможностей;
  •  освоение знаково-символических средств фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей
  • формирование собственного видения жизни;
  • стимулирование интереса к продуктивной активности;
  • формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности
  • тренировка мелкой моторики;
  • воспитание умения заниматься совместной деятельностью.

Все многообразие содержаний работы для продуктивной деятельности мы задаем через четыре типа работы:работа по образцам;работа с незаконченными продуктами; работа по графическим схемам; работа по словесному описанию цели - условий.

Планируя совместную партнерскую деятельность с детьми, я опираюсь на содержание комплексно - тематического планирования. Комплексно -тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Обеспечивает выполнение образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе, осуществляет воспитательное воздействие на детей систематически и последовательно. Благодаря комплексно -тематическому планированию происходит достижение положительных результатов и в продуктивной деятельности детей.

Каждая неделя комплексно-тематического планирования,  реализуется в ДОУ с сентября по май месяц, исходя из учебного графика и посвящена определенной теме, которая прослеживается во всех видах детской деятельности. В  том числе подразумевает изготовление предметов для сюжетно - ролевых игр; создание произведений для собственной художественной галереи;создание макетов; изготовление  подарков, сувениров; изготовление предметов для  театра.

Каждый  из представленных  контекстов наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы.Например, тема недели:"В гостях у сказки" -  изготовили театр по сказке "Заюшкина избушка " в технике оригами, дисковый театр  "Смешарики" с целью создания ситуации, в которой дети продолжают знакомиться с театрализованной деятельностью. Тема "Город мастеров": разработали и создали макет "Русская изба" с целью формирования понятий  детей о  жизни и быте людей, что может послужить предшествующей работой в какой -либо из последующих тем комплексно – тематического планирования.

Ведь мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослых. Делая среду разнообразной, интересной, оригинальной с помощью продуктов деятельности детей, мы даем возможность каждому ребенку испытать состояние  успеха, значимости, что благотворно влияет на личность подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Создание предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОУ с ФГОС».

В нашем детском саду проводятся методические объединения, конкурсы, семинары, общие родительские собрания. В связи с этим хочется отметить значимость оснащения зала инновационными технологиями ...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

Статья на тему: «Создание предметно- развивающей среды для организации и проведения самостоятельной игры-исследования»

В статье раскрыто значение правильно организованной предметно-развивающей среды для организации и проведения игры-исследования. Даны критерии оценки игрушки и игрового материала для данного вида детск...

Статья на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"

В данной стать представлено исследование на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"...

Консультация на тему: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится ц...

Консультация для педагогов Тема: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни....

Статья на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ» (Как организовать пространство группы таким образом, чтобы оно было комфортным и эффективным инструментом воспитания и обучения)

Статья поможет педагогам правильно подготовить и организовать пространство для создания предметно-развивающей среды в средней группе детского сада....