Статья на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ» (Как организовать пространство группы таким образом, чтобы оно было комфортным и эффективным инструментом воспитания и обучения)
статья (средняя группа)

Беспалова Татьяна Владимировна

Статья поможет педагогам правильно подготовить и организовать пространство для создания предметно-развивающей среды в средней группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ»

(Как организовать пространство группы таким образом, чтобы оно было комфортным и эффективным инструментом воспитания и обучения)

Picture background

                                                          Подготовила: воспитатель

                                     Беспалова Т.В.

Создание комфортной и функциональной предметно-развивающей среды играет ключевую роль в развитии и обучении детей младшего школьного возраста. Предметно-пространственное оформление группы должно помогать каждому ребенку раскрыть свои возможности, формировать необходимые знания и умения, обеспечивать творческую активность и самостоятельность. Рассмотрим основные принципы и практические шаги по созданию эффективной среды.


Принципы проектирования предметно-развивающей среды:

  1. Принцип доступности: Все предметы должны находиться в зоне досягаемости ребенка, легко использоваться и восприниматься ребенком.
  2. Принцип вариативности: Возможность выбора разных видов деятельности, материалов и оборудования, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и предпочтения детей.
  3. Принцип учета возрастных особенностей: Пространство оформляется с учетом специфики возраста детей средней группы (от 4 до 5 лет): преобладание игровой деятельности, потребность в движении и познании окружающей действительности.
  4. Принцип эстетичности: Эстетика помещения должна радовать глаз, вызывать положительные эмоции и желание заниматься творческой деятельностью.
  5. Принцип мобильности: Простота перестановки мебели и изменения расположения зон, что обеспечивает гибкое реагирование на потребности группового процесса.

Этапы создания предметно-развивающей среды:

1. Изучение нормативных документов и требований СанПиНов

Важно ознакомиться с действующими санитарными нормами и правилами, требованиями пожарной безопасности и охраны труда. Это гарантирует соблюдение всех условий для комфортного пребывания детей в помещении.

2. Определение целей и задач обустройства группы

Выделяют зоны для разных видов деятельности: игровая зона, уголок природы, книжный уголок, рабочая зона для рисования и лепки, сенсорная комната, спортивный угол и др. Каждая зона должна соответствовать целям образовательного процесса и возрасту детей.

3. Формирование рабочих центров

Рабочие центры — специально оборудованные места, организованные вокруг определенной цели. Например:

  • Центр творчества (рисование, аппликация);
  • Уголок чтения (библиотека детских книг);
  • Сенсорная зона (игры с песком, водой, материалами разной фактуры);
  • Двигательно-игровой центр (спортивный инвентарь, игрушки для подвижных игр).

4. Оснащение группы необходимыми материалами и оборудованием

Необходимо обеспечить наличие дидактического материала, игрового оборудования, художественной литературы, природных объектов, строительных и конструкторских элементов. Важно помнить о гигиенической обработке материалов и регулярной замене устаревшего или поврежденного оборудования.

5. Оформление стендов и наглядных пособий

Наглядные пособия служат дополнением и иллюстрацией учебного материала, поддерживая визуальные образы и облегчая восприятие информации. Они также развивают у детей наблюдательность, внимательность и память.


Пример оформления групповых помещений:

Учебно-игровые зоны:

  • Рабочий стол с цветными ручками, карандашами, фломастерами, альбомами для рисования;
  • Коробки с разнообразными материалами для конструирования и моделирования (строительные кубики, детали конструктора);
  • Ящики с карточками-заданиями, буквами алфавита, цифрами и знаками препинания.

Физкультурно-реабилитационные зоны:

  • Спортивное оборудование (мячи, скакалки, кольца, лестницы, шведские стенки);
  • Инвентарь для дыхательных упражнений и гимнастики (резинки, маты, ленты).

Речевые зоны:

  • Библиотечный уголок с детскими книгами и аудиозаписями рассказов и стихов;
  • Карточки с изображениями животных, растений, транспорта, городов и стран мира.

Рекомендации по уходу и обновлению среды:

  • Периодически менять расположение предметов и зон, обеспечивая разнообразие и новизну восприятия.
  • Следить за чистотой и порядком в каждой зоне, своевременно заменяя сломанные или испорченные элементы.
  • Привлекать детей к процессу обновления и ухода за помещением, формируя чувство ответственности и заботы о своем пространстве.

Таким образом, правильная организация предметно-развивающей среды способствует активному включению детей в образовательный процесс, формированию интереса к учебе и развитию необходимых компетенций. Грамотное проектирование пространства позволит воспитателям успешно решать образовательные задачи и оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Создание предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в условиях группы».

Выбор форм и методов работы по формированию у детей адаптивных способов реагирования на тревожущую их ситуацию является одним из показателей педагогического мастерства воспиателя. Создание предметно-р...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»

Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....

Статья на тему: «Создание предметно- развивающей среды для организации и проведения самостоятельной игры-исследования»

В статье раскрыто значение правильно организованной предметно-развивающей среды для организации и проведения игры-исследования. Даны критерии оценки игрушки и игрового материала для данного вида детск...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ для детей дошкольного возраста »

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20761614","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]       Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от...

Консультация для воспитателей на тему: «Создание предметно-развивающей среды в первой младшей группе в соответствии в требования ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей на тему: «Создание предметно-развивающей среды в первой младшей группе в соответствии в требования ФГОС ДО»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Создание предметно-развивающей среды в средней группе».

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...