ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ для детей дошкольного возраста »
проект (младшая группа)

Реховская Людмила Викторовна

       Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение –

детский сад № 1 «Номина» г. Улан-Удэ

104 мкр, д.7, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 670020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «Создание предметно-развивающей среды в  группе ДОУ для детей дошкольного возраста »

Разработала:

Воспитатель Л.В.Реховская

г. Улан-Удэ

2020 год

 

ТЕМА:

Создание предметно-развивающей среды в группе для детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

       Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-развивающей среды.

ЦЕЛЬ: формирование предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

ЗАДАЧИ:

  • изучение и внедрение  новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках ФГОС, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика»;
  • создание предметно-развивающей и предметно-игровой среды в группе с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • комфортных условий пребывания воспитанников.
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 9 месяцев

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I. Этап – организационный.  (1месяц)

- изучение проблем и постановка цели проекта;

- определение принципов создания предметно-развивающей среды;

 - выбор оптимально-приемлемых вариантов  оформления помещения;

 - изучение литературы на тему проекта;

- родительское собрание.

    II. Этап – основной. (7 месяцев)

 - сотрудничество с родителями;

 - оптимизация игрового пространства;

 - рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности, их обновление и пополнение;

III. Этап – итоговый. (1 месяц)

 - завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям;

- подведение итогов – определение задач для новых проектов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Правильное построение предметно-развивающей среды даст детям чувство  психологической защищённости, поможет развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

ПРИНЦИПЫ создания предметно-развивающей среды:

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которое  способствует установлению оптимального контакта с детьми.
  • Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения.
  • Принцип стабильности – динамичности предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
  • Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
  • Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

     -  Принцип «половых и возрастных различий» (гендерный) как возможность для  девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    В созданной предметно-развивающей среде у детей активно развивается и усваивается информация об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности. Предметно-развивающая среда направлена на развитие познавательных качеств, социального взаимодействия, на формирование психологических качеств, а так же развитие исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ;

2. Федеральные государственные образовательные стандарты к предметно-развивающей среде ДОУ

3. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).

4. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.

5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.

6. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.

8. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.

9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...

Педагогический проект по теме: "Главная улица города Петергоф - Санкт-Петербургский проспект" (старший дошкольный возраст)

Педагогический проект направлен на создание условий для развития детской любознательности, на формирование потребности самостоятельного познания о...

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка на тему: "Развивающая предметно- пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности"

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей  дошкольного возраста к театрализованной деятельности».Вопрос организации предметно-пространственной...

Выступление на тему: «Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он ес...