Методическая разработка на тему: "Развивающая предметно- пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Смирнова Любовь Викторовна

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей  дошкольного возраста к театрализованной деятельности».

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением и реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Эффективным средством развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте, являются театрализованные игры. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие дидактические задачи, направленные на формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В начале учебного года изучив результаты диагностики по формированию игровой деятельности детей, а в частности театрализованных игр, я поставила цель использовать предметно – пространственную развивающую среду для привлечения детей к театрализованной деятельности.

·                                 Владеет приемами вождения настольных кукол с речевым сопровождением.

·                                 Умение имитировать характерные действия персонажей.

·                                 Вызывать желание выступать перед куклами или сверстниками, обустраивая место для выступления.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной и

безопасной.

Исходя из того, что насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, я постаралась дополнить развивающую среду нашей группы не только традиционными видами театра, но и нетрадиционными, а также оборудованием и разными материалами для театральной деятельности. Такими как:

·                                 Театр кукол би-ба-бо

·                                 Пальчиковый театр

·                                 Театр на фланелеграфе

·                                 театр куклол из бумажных конусов,

·                                 театр «из коробочек»

·                                 Театр на стаканчиках

·                                 Театр на палочках

·                                 Театр на кружках

·                                 Театр на спичечных коробках

·                                 маски сказочных персонажей,

·                                 Различные атрибуты для спектаклей

Учитывая требования к полифункциональности, трансформирумости и динамичности развивающей среды я использую ширмы.

Они удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.

Напольная ширма предназначена для театрализованных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, театральных постановок с использованием различных видов кукол.

Несколько слов о преимуществах использования напольных ширм в групповом пространстве 

Дидактическая ценность Ширмы используются как средство обучения ребенка.

Эстетическая ценность Они являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств, творчества.

Трансформируемость Дают возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.

 

 

Вариативность и доступность Появляется возможность создания различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных видов театра и атрибутов к ним; периодическая сменяемость материалов - стимулирует разнообразную детскую активность.

Используем как напольные, так и настольные ширмы. Настольные ширмы очень удобны в обращении: они легки, их можно использовать не только в разных театрализованных играх, но и на непосредственно – образовательной деятельности.

 

Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Изменяя предметно – пространственную развивающую среду, я заметила, что дети чаще играют в театрализованные игры. Активно принимают участие в постановках, инсценировках. С большим желанием дети выступают перед родителями и малышами.

Зимой мы порадовали детей ясельной группы постановкой сказки «Репка», репетируем сказку «Теремок» и планируем показывать её в других группах. Элементы театрализованной деятельности мы используем в ходе всего образовательного процесса: при познавательно-речевом развитии, художественно-эстетическом, музыкальном, и т.д. Дети берут любой вид театра и изображают по своему замыслу, придумывая свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.

При создании многих видов театра моими помощниками были родители. Сами находили интересную информацию, предлагали и изготавливали различные виды театров, приносили атрибуты для пополнения уголка ряженья. Родители показали детям серию кукольных театров по мотивам басен. Поставили музыкальный спектакль «Муха - Цокотуха»

Участвуя в театрализованных играх, дети и родители становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

 

 

 

 

В марте я вновь провела диагностику детей, которая показала, что уровни детей по данным показателям повысились.

Проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу, что театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей младшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности».

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением и реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Эффективным средством развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте, являются театрализованные игры. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие дидактические задачи, направленные на формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В начале учебного года изучив результаты диагностики по формированию игровой деятельности детей, а в частности театрализованных игр, я поставила цель использовать предметно – пространственную развивающую среду для привлечения детей к театрализованной деятельности.

  • Владеет приемами вождения настольных кукол с речевым сопровождением.
  • Умение имитировать характерные действия персонажей.
  • Вызывать желание выступать перед куклами или сверстниками, обустраивая место для выступления.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной и

безопасной.

Исходя из того, что насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, я постаралась дополнить развивающую среду нашей группы не только традиционными видами театра, но и нетрадиционными, а также оборудованием и разными материалами для театральной деятельности. Такими как:

  • Театр кукол би-ба-бо
  • Пальчиковый театр
  • Театр на фланелеграфе
  • театр куклол из бумажных конусов,
  • театр «из коробочек»
  • Театр на стаканчиках
  • Театр на палочках
  • Театр на кружках
  • Театр на спичечных коробках
  • маски сказочных персонажей,
  • Различные атрибуты для спектаклей

Учитывая требования к полифункциональности, трансформирумости и динамичности развивающей среды я использую ширмы.

Они удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.

Напольная ширма предназначена для театрализованных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, театральных постановок с использованием различных видов кукол.

Несколько слов о преимуществах использования напольных ширм в групповом пространстве 

Дидактическая ценность Ширмы используются как средство обучения ребенка.

Эстетическая ценность Они являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств, творчества.

Трансформируемость Дают возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.

Вариативность и доступность Появляется возможность создания различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных видов театра и атрибутов к ним; периодическая сменяемость материалов - стимулирует разнообразную детскую активность.

Используем как напольные, так и настольные ширмы. Настольные ширмы очень удобны в обращении: они легки, их можно использовать не только в разных театрализованных играх, но и на непосредственно – образовательной деятельности.

Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Изменяя предметно – пространственную развивающую среду, я заметила, что дети чаще играют в театрализованные игры. Активно принимают участие в постановках, инсценировках. С большим желанием дети выступают перед родителями и малышами.

Зимой мы порадовали детей ясельной группы постановкой сказки «Репка», репетируем сказку «Теремок» и планируем показывать её в других группах. Элементы театрализованной деятельности мы используем в ходе всего образовательного процесса: при познавательно-речевом развитии, художественно-эстетическом, музыкальном, и т.д. Дети берут любой вид театра и изображают по своему замыслу, придумывая свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.

При создании многих видов театра моими помощниками были родители. Сами находили интересную информацию, предлагали и изготавливали различные виды театров, приносили атрибуты для пополнения уголка ряженья. Родители показали детям серию кукольных театров по мотивам басен. Поставили музыкальный спектакль «Муха - Цокотуха»

Участвуя в театрализованных играх, дети и родители становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

В марте я вновь провела диагностику детей, которая показала, что уровни детей по данным показателям повысились.

Проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу, что театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"

Автором представлена методическая разработка для педагогов  «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка  плана проведения оздоровительн...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...

Методические разработки (мастер-класс) изготовления на Рождество «Рождественские куклы» для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детский сад)

Цель: Развитие творческих способностей у детей.Задачи:1. Воспитывать интерес детей к истокам народного творчества;2. Развивать мелкую моторику рук;3. Развивать аккуратность.4. Развивать усидчивос...