Главные вкладки

    Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка дошкольного возраста"
    материал

    Белозерова Александра Васильевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы

     

     

     

    Родительское собрание 

    на тему:

    "Развиваем речь ребёнка дошкольного возраста"

     

     

     

     

    Воспитатель:

    Белозерова Александра Васильевна

     

    г. Югорск

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    Тема: «Развиваем речь ребенка  дошкольного возраста»

    Цель:

    • Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
    • Повышение педагогической культуры родителей.

    Задачи:

    • Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
    • Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

    Формы проведения: Практикум с применением игрового тренинга.

    Участники: Воспитатели, родители.

    Оборудование для проведения мероприятия:  Бейджики и фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч.

    План проведения.

    1. Вступительная часть.

    2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».

    3. Заключительная часть.

    Подготовительная работа:

    • Изготовление приглашений на собрание для родителей;
    • Разработка памяток для родителей.

    Ход мероприятия.

    1. Вступительная часть.

    Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

     Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

    Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Как делать самомассаж. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

    2. Игровой тренинг с родителями.

    Воспитатель:  почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

    Воспитатель проводит игру «Комплимент». Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.

    Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное      высказывание  В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

    Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

    Давайте все вместе потренируемся.

    Две сороконожки бежали по дорожке.

    Бежали, бежали, друг друга повстречали.

    Друг друга повстречали, крепко обнимали.

    Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

    Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

    Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.

     Игра  «Проглот».

    Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

    «У меня живет проглот,

    Все подряд проглот жует,

    Вот и стало у проглота

    Брюшко как у бегемота».

    Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

    В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать  природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

    Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба,  или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

    Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.

    Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.

    Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.

    Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он  включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование  определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук  ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой  мозга, речевых и двигательных центров.

    Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года» Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.

    Если солнце пригревает,                           Пальцами обеих рук поглаживают лоб

    В небе ласточка летает,                            от середины к верхней части ушей.

    Стало сухо и тепло,                                   Поглаживают щеки от середины к

    Значит лето к нам пришло.                       мочкам ушей.

     

    Если дождь стучит по крыше,                   Постукивают кончиками пальцев от

    То сильней, то тише, тише,                        середины лба к верхней части ушей.

    Землю всю листва укрыла,                         Постукивают кончиками пальцев от

    Значит осень наступила.                             середины подбородка к мочкам ушей.

    Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.

    Также можно использовать различного вида массажеры.

    Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

    Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

    Игра «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

    Игра «Цепочка слов».  Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

     

    Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

    Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

    Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

    В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,

    по дороге в детский сад и т. д.

    3. Заключительная часть.

    Воспитатель:  В заключение игротренинга  я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. ( Участники передают клубок ниток по кругу. Все,  кто уже передал клубок, держатся за нить.  Когда клубок возвращается к ведущему,  участники натягивают нить).

    Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

        Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.

    Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. а с недостатками речи бороться очень трудно.

    Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!      

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

    Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

    "Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами ребёнка дошкольного возраста"

    Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

    Игра-драматизация в развитии речи ребёнка дошкольного возраста.

    В статье рассмотрены основные взгляды на игру-драматизацию выдающихся отечественных исследователей...

    Родительское собрание в старшей группе «Ожидаемый результат ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)»

    Возраст 5 - 6 лет –  это старший дошкольный возраст. Он является  очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной  и личностной....

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ожидаемый результат ребёнка дошкольного возраста (6-7 лет)»

       Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе. ...