Главные вкладки

    Утренний (групповой) сбор как форма организации образовательного процесса в ДОУ. Семинар для педагогов.
    консультация (подготовительная группа)

    Якунина Юлия Владимировна

    Утренний (групповой) сбор как форма организации

     образовательного процесса в ДОУ.

    Семинар  для педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_pamyatki_dlya_master_klassa.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утренний (групповой) сбор как форма организации

     образовательного процесса в ДОУ.

    Семинар  для педагогов.

    Цель: мотивация педагогических кадров для работы по внедрению элемента технологии утреннего сбора.

    Задачи: ознакомить со структурными элементами утреннего сбора; оказать помощь и поддержку воспитателям в организации и проведении утреннего сбора.

    Одним из основных принципов организации образовательного процесса в ДОУ, которые предъявляются к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, является– принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

    Интеграция – объединение, в образовательном процессе рассматривает ряд таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. 

    Принцип развивающего образования-  предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей (цель: развитие ребенка)

    Утренний сбор позволяет гармонично включить все образовательные области. (Какие? Ответы педагогов) . Особенностью является то, что он по сути своей аналогичен интегрированному занятию.

    Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволит не только настроить их на положительное общение, но и создаст условия для речевого развития, а также формирования хорошего настроения.

    Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым "ритуалом" и для детей и для взрослых. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься; они быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Возможность такой ежедневной тренировки навыка выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность. Утренний сбор предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

    В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

    Утреннее общение для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

    ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ

    Утренний (групповой) сбор как форма организации

     образовательного процесса в ДОУ.

    Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога — это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

    Цель У.С.: формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание  общего положительного эмоционального фона.

    Задачи:

    -  учить объяснять словами свое эмоциональное состояние;

    - развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т.д.);

    - учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

    - учить делать выбор, планировать собственную деятельность;

    - развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

    Элементы У.С.:

    1.Позывные для утреннего сбора.

           Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речевка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.

     2. Организация круга (выбор удобного места).

               Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

     3. Приветствие (пожелания, комплименты и др.- 1-2 минуты).

               Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Катя! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Катя, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

     4. Новости. (2-10 минут)

              Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

     5. Обмен информацией

    Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (2 минуты): (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

    6. Динамическая пауза. 

    Проводится  динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.

    7. Проблемные ситуации.

      Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

     8. Игры по теме проекта.

      Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).

     9. Предоставление права выбора центра активности.

       Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

           У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

    Например:

    В старшей группе воспитатель может организовать  воспитанников для начала режимных моментов и занятий, используя речевку в качестве сигнала сбора. Дети быстро собираются около воспитателя, в кругу они приветствуют друг друга добрыми и ласковыми словами – комплиментами  и пожеланиями, передавая их вместе с волшебной палочкой. Далее педагог подводит детей к восприятию познавательно – образовательной темы дня.

               В подготовительной к школе группе воспитатель может применить в утреннем сборе круговую эстафету волшебного клубочка: дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви,  разматывают нить, связавшую их  воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности.

    Выработка и формулировка правил – это важная и необходимая часть образовательной работы в группе, так как является инструментом формирования у детей воли и основных норм поведения в обществе.

    Рекомендации:

    - правила независимо от их содержания всегда формулируются позитивно («бегать и кричать можно на улице» вместо «не кричи» и «бегать нельзя»; «внимательно слушай других» вместо «не перебивай  других» и т.д.);

    -  правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность;

    - правила и их формулировки обсуждаются с детьми ;

    - правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов;

    - правила размещаются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения.

    Приемы предупреждения нежелательного поведения  детей на групповом сборе:

    - специальные сигналы «тишина», «внимание» и т.д.

    - обращение к правилам группы («один говорит, все слушают»)

    - игра- считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний;

    - обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект утреннего группового сбора

    Конспект утреннего группового сбора в старшей группе...

    Презентация "Утренний групповой сбор"

    Структура проведения утреннего группового сбора....

    Утренний групповой сбор как способ позитивной социализации дошкольников

    Утренний групповой сбор является универсальным средством для организации жизнедеятельности детей в группе детского сада. Данная технология предоставляет каждому ребенку выбор видов активности, материа...

    Конспект утреннего группового сбора детей на тему: "А на улице зима - наступили холода"

    Конспект утреннего группового сбора детей на тему: "А на улице зима - наступили холода" для детей старшей группы ДОУ...

    Конспект утреннего группового сбора в младшей группе "Круг хороших пожеланий".

    Создать эмоциональный настрой на весь день, создать условия для межличностного общения между детьми и воспитателем, развивать навыки культурного общения....

    Конспект утреннего группового сбора в I младшей группе по теме: «Зайчик пришёл в теремок»

    освоение способов создания несложных изображений в лепке....