« Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в общественных местах»
статья (подготовительная группа)

Фисун Татьяна Александровна

Актуальность исследования  Проблема воспитания культуры  поведения старших дошкольников в общественных местах всегда была достаточно актуальной, а в современных условиях она приобретает особое значение. В психолого – педагогической литературе данной проблеме уделяется немало внимания.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок продолжает  активно познавать мир, наблюдая за окружающими людьми, животными и растениями, природными явлениями, он осваивает его многообразие и сложность. Вступая во взаимоотношения с окружающими его людьми, ребёнком приобретается опыт общественного поведения.

Целью нашего исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

-Изучить теоретические аспекты проблемы воспитания культуры поведения у детей 5 – 6 лет.

-Выявить уровень умений культуры поведения в общественных местах детей 5-6 лет.

-Определить педагогические условия воспитания культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

 

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Особенности педагогической деятельности, направленной на воспитание

культуры поведения дошкольников в общественных местах, заключаются в

том, что нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Используются специальные методы,  обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения.

Констатирующий эксперимент зачастую проводится в детском саду. Этот эксперимент проводится по методике аналогичной контрольному эксперименту. Цель констатирующего эксперимента: выявить динамику сформированности представлений о культуре поведения в общественных местах и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.

Заранее подбираются определённые вопросы, на которых основывается эксперимент . Например : «Какие общественные места ты знаешь»? или к примеру : «Какого человека ты назовешь культурным»?

Для выявления умений культурного поведения в общественных местах в ДОУ должны проводится  экскурсии с детьми в музей. В результате наблюдения можно выяснить следующее: умеют ли дети  применять слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, до свидания и т.д.)? Умеют ли  «вести себя сдержано и не привлекать излишнего внимания?» Умеют ли  «соблюдать чистоту и порядок?»

Дети пятого-шестого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.

 Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням[2].

     Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод.  Очень популярными являются диагностики детей, предусматривающие проведение аналитических стандартизованных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих диагностик требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможности наблюдать ребенка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразно организовать сотрудничество психолога с воспитателем — путем перекрестного сравнения собственных оценок и наблюдений психолога с оценками и наблюдениями воспитателя.

Метод фантастического выбора – один из самых любимых детьми. Производится апелляция к воображению ребенка, и на фоне воображаемой волшебной ситуации актуализируются и вербально оформляются ценностные предпочтения. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

· Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.

· У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?

Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.

Индивидуальная беседа с ребенком

Индивидуальная беседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.

Заключение

Воспитание культуры поведения в общественных местах – один из важнейших показателей общей культуры поведения и развития общества на современном этапе. Поэтому проблема нашего исследования является актуальной и значимой .

По мнению ряда учёных, при формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении нужно использовать различные виды деятельности, показывая на примере ребёнку правильность выбранных действий .

Учёные также уверены, что сложившуюся ситуацию возможно исправить. Однако для этого надо работать с семьёй.

Чтобы понять, в чём проблема, нужно в первую очередь ответить на следующие вопросы :

- Не слишком ли завышены ваши к ребёнку требования: относительно порядка, послушания, режима, чистоты, опрятности?

- Не слишком ли часто в доме звучит слово « нет » ( « нельзя » )

- Как часто вы хвалите ребёнка? Обнимаете? Целуете? Гладите по голове?

- Не слишком ли часто наказываете?

- Как вы наказываете его?

Нужно никогда не забывать о границе дозволенного иначе это может пагубно отразиться на вашем ребёнке.

Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребёнка .Именно поэтому воспитателям нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в педагогических знаниях, научить сотрудничать с ребёнком, любить и понимать его.

Таким образом, воспитание в  дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления культурных навыков необходимых ребёнку для дальнейшей жизни в обществе,что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье»

Цель: воспитание культуры поведения детей среднего возраста на основе этикетных правил.Задачи:Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы ...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

воспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностьювоспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностью...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей изучалась и рассматривалась педагогами и психологами с давних времён и до нашего времени. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, О.А. Сок...

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....