Воспитание талантов и лидеров
статья

Ольга Михайловна Соловьёва

http://gcro.nios.ru/vospitanie-talantov-i-liderov В рамках  окружной методической декады в МБОУ Гимназия № 9  

21.03.2019г. - состоялся семинар учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.

Тема семинара - «Воспитание талантов и лидеров».

Основная цель семинара – обобщение и распространение опыта инновационной деятельности, повышение профессиональной компетентности современного педагога.
На семинаре мною был представлен проект: «Волонтерство  как форма развития лидерских качеств дошкольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание талантов и лидеров23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Лидерство и волонтерство: реальная форма работы с дошкольниками  или популярный лозунг?

На наш взгляд этот вопрос интересен и актуален.

Сегодня российскому обществу необходимы лидеры, способные нейтрализовать негативные процессы, напряженность в социуме, лидеры, ориентированные на гуманистические ценности, на достижение высоких целей во всех сферах общественной жизни.

На наш взгляд, необходимо формировать последнее уже в старшем дошкольном возрасте, поскольку в этот период дети открыты всему новому, любознательны и позитивно относятся к взрослому, который выступает образцом для подражания.

Немало учёных работает над созданием методик и программ по формированию и развитию детского лидерства (Т.Е. Вежевич, А.Г. Залевская, О.Н. Капиренкова, В.А. Павлова, Т.Ш. Тажутдинова, А.Л. Уманский и др.). Вместе с тем, степень разработанности данной проблемы остаётся недостаточной.

По мнению Е. Дженнингс  лидерами рождаются. Согласно теории Т. Ньюкома, А. Харе лидером становится член группы в зависимости от ситуации, в которой он наиболее компетентен.

Основываясь на мнения ученых М.В. Кларина, В.Г. Маралова, В.В. Ситарова  мы пришли к выводу о том, что лидерские качества ребенка необходимо формировать на основе общечеловеческих ценностей и нравственных установок.

Для собственной успешности в социуме старшему дошкольнику необходимы знания и умения, с помощью которых он может не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно реализовать ее в рамках определенной деятельности.

С нашей точки зрения такой деятельностью является волонтерство.

Исследователи М.В. Кларина, В.Г. Маралова, В.В. Ситарова подтверждают, что активность личности формируется на основе изучения ребенком закономерностей в развитии окружающего мира, человеческих взаимоотношений.

В связи с этим, актуализируется разработка комплекса педагогических условий через включение волонтерства в образовательный процесс ДОУ с целью развития лидерского потенциала в дошкольном возрасте.

Для того чтобы определить актуальность внедрения волонтерства в нашем дошкольном учреждении было проведено исследование по определению уровня формирования лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста по методике  Е.И. Тихомировой, которое показало что в подготовительной группе преобладает средний уровень лидерских качеств.

Анализ результатов развития воспитанников в пяти образовательных областях в сентябре 2018г.  выявил снижение показателей в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников по сравнению с 2017г.

Для решения данной проблемы были изучены кадровые, материально-технические, информационные ресурсы, определены и заключены договорные отношения с социальными партнерами.  Проведен опрос родителей, педагогов и старших дошкольников, который выявил 76% желающих заниматься благотворительной деятельностью в условиях ДОУ.

Разработан проект, целью которого является  формирование лидерских качеств старших дошкольников через волонтерство.

Определены задачи: 

  1. Создать условия для успешной реализации благотворительной деятельности ДОУ.
  2. Повысить компетентность всех участников образовательных отношений по формированию лидерских качеств старших дошкольников.
  3. Разработать «дорожную карту» реализации волонтерства.

        В рамках проектной деятельности были созданы условия для ее успешной реализации: повышена компетентность педагогов и родителей по данному вопросу через цикл консультаций и семинаров, заключены договорные отношения с новыми социальными партнерами.

       Традиционные формы работы наполнились новым содержанием.

По сложившейся традиции старшие дошкольники оказывают помощь детям младшего возраста во время одевания на прогулку, что позволяет почувствовать себя взрослыми, полезными и значимыми.

Формирование лидерских качеств воспитанников происходит во время озеленения территории ДОУ. Согласно традиции, дети подготовительной группы выращивают саженцы, которые впоследствии высаживают на клумбу «Выпускников». В данной деятельности участвуют активные родители, показывая своим ребятам наглядный пример социальной активности.

          Раскрытие лидерских качеств дошкольников происходит через волонтерскую деятельность, оказываемую социальным партнерам ДОУ:

МБУДО ЦДО «Алые паруса», совет ветеранов отдела полиции № 3 УМВД по г. Новосибирску, МБОУ СОШ №137, МКОУ С(К) НШ № 60, МКУК им. К. Маркса и т.д.

В процессе участия в спортивных мероприятиях с МБОУ СОШ №137,  МБУДО ЦДО «Алые паруса» дети, соревнуясь друг с другом проявляют не только силу и физическую выносливость, но и свои лидерские качества, особенно ярко это проявляется у капитанов команд, которые  настраивают коллектив на победу, одобряют достижения сверстников.

Оказание шефской помощи ветеранам МВД отдела полиции  "Заельцовский" способствует развитию социально активной личности. В этом направлении мы активно сотрудничаем с кадетами ГБОУ НСО «СКК», которые занимаются волонтерством уже не первый год и поддерживают наших дошкольников в данном начинании. Помощь ветеранам заключается в поливке цветов, мытье посуды, подметании пола и просто человеческом участии во время прослушивания жизненных историй ветеранов.

          Сотрудничество ДОУ с Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик», Государственным автономным учреждением Новосибирской области стационарного социального обслуживания «Новосибирский дом ветеранов»  способствует формированию позитивного отношения к детям с особенностями развития, к ветеранам, находящимся в особых условиях проживания и раскрытию  лидерских черт характера, которое проявляется в умении выступать в роли ведущего концерта, солиста при исполнении песен и т.д.

        Социальные акции по сбору вторсырья, организованные ассоциацией детских объединений, председателем которой является Рябчикова Н.В. объединяют всех участников образовательных отношений.  Инициаторами данной деятельности в нашем ДОУ стали дошкольники, проявив свои лидерские качества. Они узнали о сборе вторсырья для нуждающихся детей от кадета ГБОУ НСО «СКК». Юноша рассказал о своем участии в волонтерском движении города и дошкольники решили присоединиться к этой полезной деятельности. Родители поддержали начинания своих детей. Педагоги организовали сбор и сдачу вторсырья организатору мероприятия. По результатам социальной акции: «Мы за чистый город» было собрано более 100 кг. Макулатуры, пластиковых крышечек и батареек. Вырученные средства пошли на приобретение инвалидной коляски для Ерофеева Егора.

    Мы считаем, что волонтерсво можно реализовать в любом дошкольном учреждении при наличии желания и активности всех участников образовательных отношений.

На наш взгляд, волонтерство в ДОУ позволяет не только развивать лидерские качества, но и повышает качество образования в целом.

Это подтверждается положительной динамикой развития дошкольников по всем пяти образовательным областям.

Наше дошкольное учреждение продолжает свою деятельность в данном направлении и готово к сотрудничеству с другими общественными организациями.

Задачей всех образовательных учреждений является  воспитание социально активных личностей, ориентированных на гуманистические ценности, на достижение высоких целей, направленных на развитие и процветание нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание.

Как воспитать лидера? Советы родителям и не только им.   ...

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРА В ДОУ

В данной статье раскрывается понятие лидер,  лидерства.Описывается отношения между сверстниками. Раскрывается группа личностных качеств лидера....

Воспитание лидера

Лидерство, лидерские качества - тема для психологии не новая. Но в нашей стране до определенного времени воспитание таких качеств не поощрялось. В почете были коллективи...

10 правил воспитания ребенка лидера

1 ЛЮБИ РЕБЕНКА.2 ОХРАНЯЙ РЕБЕНКА3 БУДЬ ДОБРЫМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ РЕБЕНКА4 ИГРАЙ С РЕБЕНКОМ5ТРУДИСЬ С РЕБЕНКОМ6 ПОЗВОЛЬ РЕБЕНКУ ПРЕОБРЕСТИ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, ПУСТЬ ДАЖЕ НЕ БЕЗБОЛЕЗНЕННО7 ПОКАЖИ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНО...

Воспитание лидера

Лидером нужно родиться или им можно стать?...

Воспитание ребёнка-лидера

Рекомендации для развития лидерских качеств у детей...

воспитание ребенка-лидера

В представленном материале раскрываются ключевые качества, которые важны для формирования лидерских способностей...