«Дидактические пособия для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста» (опыт работы)
материал (младшая группа)

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании  очень велика. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, расширяет его кругозор,игры дают упражнения, полезные для  развития 

психических процессов (память, мышление, восприятие). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические пособия для формирования  элементарных математических представлений у детей  раннего возраста»

(опыт работы воспитателя СП – Детский сад «Улыбка»

ГБОУ ООШ п. Пензено)

Развитие сенсорных способностей  является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен  для совершенствования  деятельности органов чувст, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие  составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, оно необходимо  для успешного обучения ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатомих переработки. Овладение  знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

 Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен  окружающий мир,расширяет его кругозор, игра даёт  упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

Для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности я использую пособия как готовые, так и сделанные своими руками.

В работе с детьми использую следующие виды  дидактических игр:

1.Игры для сенсорного развития: величина – «Укрась ёлку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат различать, чередовать, группировать предметы по величине;

- форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

- цвет: «Разноцветные бусы»,  «Подбери прищепки по цвету»» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные карточки».

1. Игры с палочками: «Собери по образцу»

С помощью счетных палочек можно с успехом:

- закрепить название геометрических фигур;

-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый и др;

- закреплять счет;

- развивать у детей воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук;- воспитывать отзывчивость, желание помогать другу.

2.  Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами,  дети познают их качества и свойства, знакомятся с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д.

Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Развитие ориентировок в пространстве является важным условием общего развития ребенка, поэтому в раннем возрасте, у ребенка необходимо накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. Развиваю у детей ориентировку в частях собственного тела, учу показывать на себе где голова, руки, спина и т.д. Сообщаю, что глазами мы смотрим, ушами – слушаем и т.д. Развитию пространственных ориентировок способствуют игры с имитацией различных направлений движения объектов в пространстве. Например, прошу показать, где сидит птичка, куда побежала собачка и т.д.

Развитие навыков мелкой моторики также важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Очень нравится детям  пособие  «Сухой бассейн»,  который используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: контейнер наполнить крышками от пластивых  пузырьков или  от киндер- сюрпризов, на дно спрятать  мелкие игрушки от киндер-сюрпризов..  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняю, закрепляю и в повседневной жизни детей. Например, во время сборов на прогулку можно спросить, все ли пуговицы застегнуты, сколько петель, сколько пуговиц, какой они формы.

Я  считаю, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать  познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые дети  получили при взаимодействии с внешним миром,приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Опыт работы по теме «Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста»

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игр...

опыт работы по теме "Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у младших дошкольников» ...

Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использование игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"

Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"...

Дидактические игры как средство формированияэлементарных математических представлений дошкольников.

Используя дидактические игры, ребенка легко вовлечь в процесс обучения. В игре у детей вырабатывается привычка концентрировать внимание, мыслить самостоятельно....