Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Торопова Елена Владимировна

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.

Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,

во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых , он обозначает грамматический строй языка, во-вторых , - науку , свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Слайд 3

Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Слайд 4

А.Г. Арушанова отмечает: На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение. Пятый год жизни – это, прежде всего, становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве. Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связанных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

Слайд 5

О.И. Соловьева, А.М. Бородич , Л.П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников: 1. Неправильные окончания имён существительных: а ) в форме родительного падежа, множественного числа; б ) форма родительного падежа, единственное число ; в ) форма винительного падежа неодушевленных существительных; г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода. 2. Склонение несклоняемых существительных

Слайд 6

5 . Образование глагольных форм. а) повелительное наклонение б ) изменение основы глагола в ) спряжение глаголов 6 . Неправильная форма причастий 7 . Образование сравнительной степени прилагательного 8 . Окончания местоимений в косвенных падежах 9 . Склонение числительных

Слайд 7

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. 2 . Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3 . Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Слайд 8

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. 2 . Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3 . Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Слайд 9

Пути формирования правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Слайд 10

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить. И вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Слайд 11

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если: и гры будут подобраны с соответствии с системой грамматического строя языка; и гры будут соответствовать интересам старших дошкольников; р уководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Слайд 12

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать: образец; объяснение; указание; сравнение; повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Слайд 13

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят: словестным дидактическим играм; словестным упражнениям; играм-ситуациям; рассматриванию картин; пересказ коротких рассказов и сказок; использование ИКТ.

Слайд 14

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет: создавать положительным эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями; стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта; сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Слайд 15

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образую новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Слайд 16

Игры и упражнения по формированию морфологической стороны речи ЗАДАЧИ: освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам)

Слайд 17

Игра «Назови ласково» Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Наглядные материалы: предметные картинки.

Слайд 18

«Чего не хватает» Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина и будильник

Слайд 19

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи ЗАДАЧИ: контроль за правильным построение предложения; закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами; воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Слайд 20

Игра «Закончи предложение» Цель: учить детей заканчивать предложение словами, подходящими по смыслу Зайчик плел венок из цветов и говорил «Я плету венок из …» Продолжи предложения называя цветы

Слайд 21

Игра «Собери предложение из слов» Цель: учить детей составлять предложения по заданным словам

Слайд 22

Упражнения на словообразование Цель упражнений: формирование у ребенка интереса к звучащему слову; развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?); поиск среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной.

Слайд 23

«У кого какая мама» Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы. Воспитатель называет детеныша, а дети его маму, самку (у зайчонка – зайчиха, и др.)

Слайд 24

Игра «Наша улица» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт» Наглядные материалы: макет улицы из фетра.

Слайд 25

Игра «Угадай» Цель: учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА.

Слайд 26

Игра «Назови ласково» с использованием ИКТ Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слайд 27

Игра «Назови действия выполняемые автомобилем» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций

Слайд 28

Инсценоровка сказки «Большущий и маленький» Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов –ИК, -ИЩ

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

"ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников...

«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...