Статья
статья
«Использование игровых методик в воспитании дружественных взаимоотношений между детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Использование игровых методик в воспитании дружественных взаимоотношений между детьми»
Автор: Рябинина.Н.А.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени.
Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада. Известно, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.
Роль дидактической игры в педагогическом процессе детского сада
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра, особенно в младших возрастных группах, рассматривается в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевому поведению: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.
В такой игре развиваются сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Дидактическая игра развивает речь детей, потому что задачи многих игр – научить составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.
Для детей в возрасте 4-5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, педагог отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности конкретного ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, ото разного типа, парные и разрезные картинки, лоскутки различных тканей, наконец, слово. Интересны игры, активизирующие движения и сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивают тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, у которого к руке привязана ленточка такого же цвета. Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких случаях труднее найти, например свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает большую радость при достижении цели.
Роль педагога в организации игры детей 4-5 лет меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ходом игры и сам включается в нее. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до её начала.
Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе.
При первом проведении игры педагог берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из детей. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задавать вопросы.
В процессе игры педагог внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.
При подведении итогов игры акцентируется внимание детей на их успехах, если даже они были у кого-то незначительными например, у одного следует отметить быстроту выполнения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, договариваться о том, что будут делать вместе.
Анализ проведенной игры помогает педагогу усложнить ее содержание за счет включения новых материалов (стекла, тканей) и новых павил игры: объединять играющих детей в команды.
В средней группе словесные игры вводятся чаще не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач.
С расширением опыта и развитием речи детей средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра «Бывает – не бывает»: правильный ответ – хлопают в ладоши, неправильный – грозят пальцами.
Руководя играми детей, педагог и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления, и этому во многом помогают используемые а протяжении всего учебного года дидактические игры.
В дошкольной педагогике дидактические игры разделены на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами, настольно-печатные и словесные.
Обязательными структурными элементами любой дидактической игры являются обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила.
Игры с предметами
«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: с целью развития осязательного восприятия учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса). Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предметы.
Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предметапо описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».
«Магазин»
Дидактическая задача: учить восстанавливать величинные отношения множеств, использовать в речи слова, обозначающие величину предметов, выполнять движения по их словесному обозначению, продолжать учить ребенка рассуждать; развивать внимание.
Игровое правило: дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог.
Игровые действия: в игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи, чтобы дети могли почувствовать «тяжелое» и «легкое».
Настольно – печатные игры
«Парные картинки»
Дидактическая задача: развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность.
Игровое правило: отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибается ни разу.
Игровое действие: поиск одинаковых картинок.
«Что лишнее? »
Дидактическая задача: учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
Игровое правило: закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаруживает ненужный предмет.
Игровые действия: находить и закрывать изображения ненужных предметов.
Словесные игры
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
Дидактическая задача: учить называть действие словом; правильно употреблять формы глаголов (время, лицо) ; развивать творческое воображение, сообразительность.
Игровые правило: все дети должны правильно изображать предложенное действие, чтобы можно было отгадать его и назвать.
Игровые действия: имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
«Так бывает или нет? »
Дидактическая игра: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Игровое действие: отгадывание небылиц.
Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой
Использование игры как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:
она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;
игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
игра ставит и взрослого и ребенка в партнерские отношения;
все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.) ;
экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании игровых обучающих ситуаций, у детей возникают положительные эмоции как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Проведение таких занятий требует больших моральных усилий воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей.
Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек – растений и животных. В старшей группе такие игры исползуются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки, о специфике живого мира и возможных действий с ними. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с условиями жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним.
В подготовительной группе это различные игровые ситуации, например, игрушечный заяц (медведь и т. д.) хочет узнать у детей, как звери в лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т. п., от лица они рассказывают, как те готовятся к зиме.
На занятии, цель которого – закрепление представления детей о том, что лес – это сообщество разных животных и растений, о приспособлении жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой игрушки решают уйти в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нем.
С целью расширить представление детей о лесе, о том, как дикие животные проводят зиму в лесу, используется игровая ситуация «Школа мудрой совы». Для расширения предтавлений детей о водном мире на занятии применяются игровые ситуации «Школа морского царя», «Поможем дельфинёнку вернуться домой» и др. Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.) . При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях:
Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах;
Айболит – доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры.
Лучше, если в роли доктора выступает взрослый. Тогда дети охотнее вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы. Айболит учит детей внимательно осматривать растения. Находить признаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям, понимать, что они – живые организмы, которым необходимы хорошие условия жизни. Доктор осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет, как часто и какой водой цветы поливают, делается ли опрыскивание, рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает детей витаминным напитком, осматривает грядку лука в ящике и хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят.
Таким образом в рамках игровых действий «врача-специалиста» Айболит выполняет очень важную роль для экологического воспитания функцию – дает образец правильного диагноза (т. е., определение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями. Важную роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: костюм доктора; чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т. п.
Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель, хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце, зависимости от жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.
Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивать способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.
Традиционным для детей является сюжет игры в путешествие.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «Фотографируют», рассуждают. Важным является то, что игры-путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностями их приспособленности вести себя в лесу и бережно относиться к природе можно провести игру-путешествие «Прогулка в лес». В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течении всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы). Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие «Посещение музея», в процессе которой дети учатся воспринимать произведения исскуства, видеть красоту отраженной природы, понимать, что это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и общение с ней.
Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешествия «Посещение зоопарка». В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных. Построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы – каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о животных, которые помещены в красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др. ; о том, где в природе живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют
Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней.
Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр
Дружба – один из видов личных отношений. В отличие от функциональных, деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличии от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии.
Человечество всегда высоко ценила дружбу. Трудно назвать философа, который бы не рассуждал о ней. Но, говоря о дружбе, часто подразумевает разные явления.
Во-первых, дружба – определенный социальный институт, выполняющий определенные социальные функции, изучением которых занимаются такие науки, как социология, история и антропология.
Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология.
В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности.
В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика.
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапозон взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и могут мешать воспитательно-образовательному процессу в целом.
Поэтому педагог должен быть внимательным и умело корректировать разногласия. Чувство симпатии, дружелюбие проявляется у многих детей очень рано – уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти-семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. С целью воспитания у детей дружеских отношений педагогами широко используется игра.
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему гуманную направленность, способствуют их сплочению.
В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для занятий или труда) .
Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу распределения ролей, выбора игры и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений. На поведение ребенка, его взаимоотношения с товарищем или группой сверстников педагог может влиять не только (и, может быть, не столько) прямым образом, но и через роль, опираясь на образ, передаваемый в игре.
Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.
Чтобы успешнее решить эти программные задачи, надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснить, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться можно следующими показателями дружбы между детьми в группе:
* Предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
*Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
* Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища;
*Известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом удовлетворение;
*Выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию взрослого, совету взрослого) ;
*Дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
*Детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует воспитатель, еще не главный показатель уровня их нравственной воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность, догадливость ребенка, его полноценное умственное развитие.
Список использованной литературы
1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 8, 2007 г. – стр. 48-52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...