Конспект НОД для детей дошкольного возраста "Чувство гнева"
план-конспект занятия (старшая группа)

Булгакова Оксана Борисовна

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Чувство гнева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_chuvstvo_gneva.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 150»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Чувство гнева»

Составитель: Булгакова Оксана Борисовна,

педагог-психолог

высшая кв. категория

г. Ростов-на-Дону

2018

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Чувство гнева»

Гнев – чувство, которое испытывает каждый человек неоднократно в течение жизни. Отношение к данному чувству весьма неоднозначно в нашем обществе. Само понятие гнева несет в себе отрицательную окраску, ведь злиться это плохо и неправильно и зачастую человек стремиться избежать этого чувства, даже в ущерб собственного здоровья.

  Важное влияние на способ выражения гнева оказывает отношение к нему, обусловленное нашей культурой. С раннего возраста дети слышат: «Хорошо никогда не злиться».  И вместе с эти они получают двойное послание: дети испытывают волну гнева исходящую от взрослого человека, либо прямо, либо косвенно. В тоже время выражение гнева самими детьми неприемлемо. И поэтому дети учатся подавлять это чувство, испытывают стыд и вину за собственный гнев, чувство раскаяния, которое иногда их захлестывает.

Кроме того дети могут наблюдать гнев в форме насилия, демонстрируемого в кино или мультфильмах. И неудивительно, что в таких обстоятельствах гнев должен быть подавлен, задушен, его надо избегать.

Дети часто испытывают много проблем при  выражения своего гнева. Что же такое гнев у ребенка, как он проявляется? Малыш обычно плачет, кричит, вытягивает руки, ноги. И в этот момент он сталкивается с негативной оценкой своего поведения взрослыми. А ведь эмоции формируют внутренний мир ребенка, его Я. Если эмоции, которые испытывает ребенок не находят поддержки, то такое отношение переносится им на свою личность, на отношение к нему самому. И даже если ребенок находит окольные пути выражения своих чувств и  в частности чувства гнева, то он все равно убежден, что он плохой и что с ним что-то не так.

Однако зачастую для ребенка проще отреагировать  эмоциональную энергию через использование протеста, бунта, а иногда в форме прямой агрессии направленной на  «обидчика».

Любые чувства человека связаны с физиологическими изменениями в организме, которые выражаются в мышечных и телесных функциях. Невыраженный прямо и подавленный гнев найдет выход каким-либо другим способом, зачастую вредным для ребенка. Поэтому детей в дошкольном возрасте необходимо знакомить с тем, что гнева– это обычное, нормальное  чувство. Учить их в социально приемлемой форме выражать собственный гнев.

Представляю вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, посвящённый   знакомству детей с чувством гнева и способам его выражения.

Тема: Чувство гнева

Педагогическая форма: непосредственно-образовательная деятельность

Участники: педагог-психолог, дети старшей группы

Цель – развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, знакомство детей со способами регуляции негативных эмоций, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений.

Задачи:

  1. Познакомить детей с чувством гнева, обучать различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонационно. Учить детей выражать чувство гнева социально приемлемыми способами. Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.
  2. Развивать наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.
  3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.  
  4. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности.

Планируемый результат:

  • Дети смогут различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений.
  • Ребёнок способен управлять своим поведением и планировать свои действия.
  • Умеет работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Будет способен оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту.
  • Научится осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

Оборудование: интерактивная доска, мультфильм «Буратино», сюжетные картинки «Эмоции» в электронном виде для интерактивной доски, шарики для надувания, мишень, мешочки с фасолью, мыльные пузыри, стаканчики для крика, листы бумаги формата А4, акварельные краски, гуашь  кисточки, баночки для воды, цветные карандаши, черно – белые рисунки Сеньора Помидора,  магнитофон с записью песни  Екатерины  Железновой  «У жирафа…»

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

ети берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой).

  1. Показ детям отрывка из мультика «Буатино» в котором Сеньор Карабас Барабас  в гневе бьет кукол плетками.

Организация беседы по просмотренному отрывку.

Психолог. Какой был Карабас Барабас, когда бил своих кукол?

(Дети. Злой, сердитый, разгневанный)

Психолог выводит на интерактивную доску сюжетную картинку с изображением человека в гневе.

Психолог. Как можно узнать разгневанного или злого человека?

(Ответы детей).

Брови у злого человека опущены или сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать.

Психолог. Скажите пожалуйста, а вы когда-нибудь злились?

(Ответы детей)

Психолог. Давайте изобразим разгневанного человека.

 (Дети выполняют задание).

А теперь постарайтесь сказать со злостью  фразу: «Дует сильный ветер». (Дети выполняют задание).

  1. Упражнения «Избавления от гнева».

Психолог. Ребята, а как вы думаете можно ли гневаться, злиться на других людей?

(Ответы детей).

Хочу вам сказать по секрету, что взрослые тоже злятся, но они делают это так, чтобы не причинить никому вреда.

Хотите научиться сердиться так, чтобы при этом никого не обижать? (Ответы детей).

Возьмите на столе воздушные шарики и надуйте их, держите шарик крепко,  так, чтобы он не сдувался.  Давайте представим, что этот шарик – ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость, гнев.

Если мы сейчас отпустим шарики, как вы думает, что с ними случиться? (Дети.  Он улетит).

Отпустите шарики и проследите за ними.

 (Дети отпускают шарики. Они быстро перемещаются из стороны в сторону.)

Вы заметили, что наши шарики стали совершенно неуправляемыми? Точно также бывает и с человеком, который злится. Он не контролирует себя и может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

А теперь давайте надуем другой шарик и попробуем выпускать из него воздух потихоньку, маленькими порциями. Шарик сдувается. А что происходит с гневом внутри него? Можно им управлять?

  (Ответы детей).

Психолог. Как же быть если гнев сидит внутри нас? Как его выпустить наружу и никого не обидеть? Можно надувать мыльные пузыри.

 (Дети выполняют задание).

Так же гнев можно пропустить через стопы ног. Давайте встанем и сильно потопаем ногами. Пусть наш гнев выйдет через ноги. (дети выполняют задание).

А остатки гнева мы соберем в маленькие мешочки. Давайте подержим мешочек на ладони, а теперь сожмите его в ладони, размахнитесь и бросьте в мишень.

Сердитые слова можно произнести в специальный стаканчик, и никому не будет обидно. (Дети кричат в стаканчики для крика).

Когда у людей злое настроение, они могут ссорится, ругаться друг с другом. Мы сейчас с Вами тоже будем ругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты -  огурец», «А ты - помидор» и так далее.

 (Дети выполняют задание).

Психолог. А теперь садитесь поудобнее на стульчики, закройте на минутку глаза. Давайте представим: на что может быть похоже чувство гнева: на какой цвет, может быть на какое-нибудь животное или цветок. Открывайте глазки, расскажите, что вы представляли. А теперь возьмите краски или карандаши,  и нарисуйте каким вы представляли себе гнев.

 (Дети выполняют задание, а затем рассказывают, что они нарисовали).

Задание «Волшебники».

Психолог. Ребята мы с вами уже видели Карабаса Барабаса, а каких еще злых сказочных героев вы знаете?

(Ответы детей).

Психолог. Давайте мы свами станем волшебниками и сделаем злого Сеньора Помидора добрым.

(Детям выдаются рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»).

Физкультминутка.  «У жирафов…»

У жирафов пятна, пятна, пятна,

пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна,

пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах,

на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

У слонов есть складки, складки, складки,

складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

У слонов есть складки, складки, складки,

складочки везде.

На лбу, ушах, на шее,

на локтях,

На носах, на животах,

на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами

дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Упражнение «Тренируем эмоции».

Психолог. Давайте улыбнемся как Буратино, удивимся как мальчик, который увидел крота под цветком, испугаемся как заяц, увидевший волка, нахмуримся как мама, когда вы разбили кружку, а теперь покажите злую волшебницу.

(Дети выполняют задание)

  1. Подведение итогов.

Психолог. Можно ли гневаться?  

Как можно выпустить свой гнев не обижая других людей?

(Ответы детей).

  1. Ритуал прощания «Встретимся опять»: дети встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»

Список литературы:

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1997.
  2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
  3. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов. С-П «Детство-пресс», 2008.
  4. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. В мире детских эмоций. Москва. 2006.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Москва. 2007.
  6. Куражева Н.Ю. Цветик – семицветик. Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Санкт – Петербург. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для детей дошкольного возраста "День Здоровья"

Спортивный праздник для детей младшей группы,посвященный дню здоровья...

Конспект праздника для детей дошкольного возраста, имеющих особенности в развитии «Встреча весны»

Конспект праздника для детей дошкольного возраста,имеющих особенности в развитии«Встреча весны» Программное содержание:1....

Конспект досуга для детей дошкольного возраста на тему «Любимый город»

Конспект досуга для детей дошкольного возрастана тему «Любимый город» Задачи:  Образовательные:1....

Конспект развлечения для детей дошкольного воздаста "День именинника". Музыкальный руководитель Гутова Надежда Николаевна

"День именинника" в детском саду мы проводим раз в квартал для именинников всего ДОУ определенного  сезона. Можно провести "день именинника" в группе для одного ребенка....

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на тему "Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр"

Продолжать расширять глагольный словарь, учить образовывать форму настоящего и будущего времени, выделять глагольный ряд, на основании которого построен сюжет....

Конспект занятия для детей дошкольного возраста Тема: «Детям о войне»

1. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне2. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.3. Дать...