Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в формате игровой деятельности
методическая разработка (старшая группа)

Маряхина Светлана Ивановна

Данная методическая разработка предназначена в помощь воспитателям детских садов по изучению темы формирования коммуникативных навыков и взаимоотношений детей в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в формате игровой деятельности

Данная методическая разработка предназначена в помощь воспитателям детских садов по изучению темы формирования коммуникативных навыков и взаимоотношений детей в игре.

Дошкольный возраст – это период развития и формирования личности человека. Именно в этот период жизни появляется первый опыт выстраивания отношений с другими людьми. Практикующие психологи уверены, сложившиеся у ребенка дошкольного возраста его отношения со сверстниками напрямую влияют на его судьбу, поскольку они определяют путь развития его личности и налаживания социальных связей.

Нарушение общения и коммуникации в детском возрасте, равно как и недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей приводит к неумению выстраивать отношения со своим и противоположным полом, отсутствию нормальных коммуникативных навыков, появлению сложностей при устройстве на работу или при вливании в новый коллектив, конфликтному поведению во взрослой жизни. Все это не может не вызывать тревогу. Причина всего вышеперечисленного кроется в том, что и мы, и наши дети стали меньше общаться. Живое общение и реальных друзей нам полностью заменяют компьютеры, ТВ и Интернет. Виртуальная жизнь увлекает детей, в то время, как реальная – раскрашивает яркими красками их сферу ощущений.

Поскольку полностью закрыть доступ современному ребенку к компьютеру или планшету, имеющим выход в Интернет, невозможно, особое внимание в детском саду должно уделяться развитию коммуникативных навыков детей. На наличие определенных проблем в коммуникативном развитии ребенка указывает:

  • Отказ от совместных игр со сверстниками;
  • Конфликтное поведение;
  • Провоцирование драк;
  • Жалобы педагогу;
  • Нежелание считаться с мнением других;
  • Неумение слушать и слышать.

Это и определило тематику моей методической разработки - коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в формате игровой деятельности.

Чем раньше воспитатель начнет работу с ребенком, тем больше шансов наладить его коммуникативную сферу. Если имеющиеся нарушения не исправить, сверстники не будут его принимать в свою игру, из-за неумения общаться он будет им неинтересен. Это приведет к снижению самооценки, замкнутости, тревожности, робости в контактах или наоборот – чрезмерно агрессивному и вызывающему поведению.

Это уже сигнализирует о неблагополучии в эмоциональной сфере ребенка, его излишнем сосредоточении на собственном «Я» и своих недостатках, обособленности от других. Отчужденное отношение затрудняет нормальное общение с ними, что приведет к появлению серьезных проблем в недалеком будущем. Ребенку нужно помочь преодолеть трудности общения со сверстниками. В этом отлично поможет побуждение интереса к окружающим их людям, а также:

  • Обучение совместному поиску компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
  • Извлечение опыта из неудавшегося общения;
  • Работа над допущенными ошибками;
  • Постоянное контактирование с окружающими людьми.

Как только ребенок научится самостоятельно управлять своим эмоциональным состоянием, он обеспечит себе нормальное дружеское общение со сверстниками, способствующее совместным играм и приятному времяпрепровождению в коллективе. Организация игры уже подразумевает вступление детей в контакт и в общение. Чем чаще она организуется, тем больше дети хотят играть еще и еще, с нетерпением ждут ее продолжения. Организация совместных игр воспитателем детского сада способствует вовлечению детей в прямое общение. Моя работа в детском саду предполагает ежедневное использование игр на развитие коммуникативных умений в педагогическом процессе в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Мною были созданы картотеки игр, которые я успешно использую в своей работе:

  1. картотека эмоциональных игр и упражнений;
  2. картотека сюжетно-ролевых игр;
  3. картотека дидактических игр;
  4. картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.

Во время занятий и режимных моментов я включаю дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, режиссёрские игры, использование сказок.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развита эмоциональная сфера. Именно поэтому иногда им бывает довольно сложно вести себя ровно в отношениях со сверстниками, оставаться дружелюбными, доброжелательными, готовыми на совместный поиск компромиссных решений. Это является основной причиной частого возникновения конфликтных ситуаций в детском коллективе. Правильная организация совместных игр – является основной задачей воспитателя. Их правила, обязательные для исполнения всеми игроками, способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение – ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами по играм, находить выход из создавшихся ситуаций.

Совместные игры со сверстниками лучше всего развивают коммуникативные навыки у дошкольников. С их помощью дети усваивают нормы поведения в обществе, учатся взаимодействию в коллективе, что обязательно им пригодится в дальнейшей жизни.

Коммуникационные навыки и умения дошкольников должны развивать и родители, и воспитатели. К этому нужно относиться серьезно. Нормальное общение ребенка дошкольного возраста со сверстниками – залог отсутствия коммуникативных проблем в будущем. В дальнейшем я планирую продолжать работу в этом направлении, постепенно пополняя игровой материал для детей, расширяя его тематику и дополняя её новыми разделами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»...

Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Уважаемые коллеги!   Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.  Своё сооб...

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с применением игровой реабилитационной технологии «Мозартика».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение вступать в диалог, личностная самореализация, снятие отрицательных эмоций....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Консультация для воспитателей на тему«Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.

Отчет по самообразованию на тему:«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год...