Конспект ООД по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Николаевна Савельева

Формирование уважительного отношения к государственным символам России

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе

Тема

Государственные символы России

Цель

Формирование уважительного отношения к государственным символам России

Задачи
Закрепить и
обобщить знаний и представлений детей о России.

Закрепить знаний детей о государственной символике страны: флаге, гербе, гимне, их основном назначении.

Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России.

Развивать грамматически правильную речь детей, обогащать и активизировать словарь.

Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре.

Воспитывать духовные и патриотические чувства.

Словарная работа

Отчизна, Отечество, Родина, россияне, скипетр (жезл – посох, украшенный золотом и драгоценными камнями), держава (золотой шар с крестом наверху).

Материалы и оборудование
Глобус, карта России, иллюстрации с изображением достопримечательностей Москвы, президента России, изображения символов государства (герба и флага), предметы с изображением герба (монеты, документы, печать и др.), портреты С. В. Михалкова и А. В. Александрова – авторов стихов и музыки российского гимна, раздаточный материал для дидактических игр («Собери флаг России), аудиозапись гимна России, боя Курантов.


Предварительная работа

Выучить стихотворения с детьми (см. ход ООД)

Рассматривание глобуса, карты. Беседа о достопримечательностях столицы, рассматривание иллюстраций и фотографий. Просмотр  видеофильма о Москве.

Сообщение первоначальных знаний о государственной символике России. Чтение стихов о Москве, К. Ушинский «Наше Отечество», разучивание песен о России.

Ход ООД

Организационный момент

Психологический настрой «Дружба» (звучит спокойная музыка)

Отгадайте загадку:

На планете этой есть леса и горы,

Океаны синие, бескрайние просторы.

На планете этой мы живем друзья,

И гордо называем мы ее … (Земля)

Ребята, это глобус – модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много-много других людей.

Посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! На планете Земля много разных стран. Есть страны большие, есть маленькие. Но самая большая наша страна.  

Как она называется? (Ответы детей)

Россия – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы с вами должны гордиться.

Как мы еще можем назвать Россию? ( Отчизна, Отечество, Родина)

Как называются люди, которые живут в нашей стране? (Россияне)

Молодцы, ребята. Предлагаю вам сегодня узнать о нашей стране как можно больше.

Это карта нашей страны. (Показ) Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. (Показ границ России)

Какая Россия по величине? (Большая, огромная, необъятная …)

Если долго – долго – долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда и леса и города,

Океанские просторы, ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края…

И поймем тогда, какая наша Родина большая,

Необъятная страна.

Россия – это государство.

Как называется столица нашего государства? (Ответы детей)

Что вы можете рассказать о Москве? (Ответы детей)

Здесь твое сердце Русская земля,

У древних стен великого Кремля.

Всем городам российским ты глава,

Столица наша славная Москва.

В Москве на Красной площади

Крепость возвышается,

С башнями красивыми

Кремль называется.

А на башне со звездой,

Каждый час мы слышим бой.

Часы огромные время отбивают,

Их курантами люди называют.  (Звучит бой курантов)

У каждого человека есть самый главный орган – это сердце, так и у нашей страны есть самый главный город – Москва. Поэтому и говорят, Москва – сердце России.

Главными достопримечательностями Москвы  являются Красная площадь и Кремль. (Рассматривание иллюстраций).

В Кремле работает правительство и президент. Президент – главный человек в стране.

Кто из вас знает, как зовут российского президента? (Показ изображения президента)

У каждого государства, ребята, есть свои отличительные знаки.

Вы знаете их? (Герб, флаг, гимн)

Молодцы, это символы, при виде которых каждый человек может догадаться, о какой стране идет речь. Есть они и у России.

Флаг России

С одним из символов России вы уже знакомы. (Показ флага).

Ребята, что вы можете рассказать о флаге России? (Ответы детей)
Правильно, это полотнище прямоугольной формы, состоящие из трех горизонтальных полос. Наверху белая, посередине синяя, внизу красная. Ребята, какой флаг? (Трехцветный, нарядный, торжественный)

Цвета в Российском флаге что–то обозначают.

Что бывает белым? (Облака, снег, ромашки, пена на море…)

Белый цвет – цвет мира, символ мудрости, миролюбия. Наше государство честно и дружелюбно относится к другим странам.

Что бывает синим? (Реки, моря, небо…)

Синий цвет обозначает верность, правду, свободу. Россия против войны.

Что всегда бывает красным? (Огонь, солнце...)

Красный цвет обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество, жизнь. В древности красным называли все красивое. Например: весна – красна, красно солнышко, девица красная, то есть красный цвет обозначает красоту.

Этот цвет говорит нам, что каждый россиянин готов защищать от врагов свою красивую Родину.

Ребята,  вы знаете, почему полосы на российском флаге расположены так, а не иначе? (Ответы детей)

Красная полоса – наша красивая земля. Над землей синее небо – это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое, светлое, доброе.

Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым? ( Добрые дела, поступки, дружба). Поэтому верхняя полоса белого цвета.

Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Ребята, где и когда можно увидеть российский флаг? (Ответы детей)

Молодцы, вы наблюдательные.

Флаг развивается на некоторых зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, его можно увидеть на военном параде и спортивных соревнованиях.
Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Во все времена отношения граждан к своему флагу было очень уважительным.

Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

Ребята, 22 августа наша страна отмечает день рождения Российского флага.

Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Сложи флаг России» 
Дети из частей составляют флаг. Воспитатель оказывает помощь детям, поощряет.

Салют, Россия! В будни или в праздник,

Над нами гордо реет полотно;

Всего – три цвета: белый, синий, красный,

А сколько в тех цветах заключено! 

Представим, что мы на параде.

Динамическая пауза

На параде, как солдаты,

Мы шагаем, ряд за рядом,
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!

Герб России

Кроме флага отличительным знаком, символом страны является герб. 

Герб России представляет собой темно–красный щит.

Ребята, что изображено на гербе России? (Ответы детей) 

Расскажите, орел какой? (Орел золотой двуглавый, с расправленными, поднятыми крыльями) 
Как вы думаете, почему изображен орел? (Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое, нерушимое)

Почему у орла две головы?  (Ответы детей)

Это необычный орел – царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на палочку скипетр – жезл (символ власти) и золотой шар – державу (символ могущества, независимости и мощи страны).

На груди орла помещен герб Москвы. Ведь Москва – столица России. Это тоже темно–красный щит с изображением на нем всадника. Это святой Георгий Победоносец – небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Он поражает копьем черного змея. Змей – это символ зла, поэтому герб России обозначает победу добра над злом.

Поиграем и проверим, как вы запомнили изображение герба.

Игра «Сложи герб России»

Дети из деталей составляют герб России методом наложения. Воспитатель помогает, поощряет.

Где можно увидеть герб? (Ответы детей)

Герб можно увидеть на флагах, монетах, печатях, важных документах,  паспорте гражданина России, на пограничных столбах. (Рассматривание)

У России величавой на гербе орел двуглавый, 
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог. 
Сильный, мудрый он и гордый. 
Он России дух свободный.  В. Степанов

Гимн России

Кроме флага и герба у каждой страны  есть еще один государственный символ – гимн. Кто знает, что такое гимн? (Ответы детей)

Правильно, гимн – это главная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы.

Гимн России очень красивый и величественный, торжественный. Каждый россиянин должен знать слова гимна.

Автор стихов российского гимна С. В. Михалков, музыку написал А. В. Александров. (Показ портретов)

Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, отважным людям, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о любви граждан к своей Родине.

Каждый день ровно в шесть часов утра гимн можно услышать по главному российскому радио.

Под гимн, под расправленным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу.

Ребята, кто знает, как надо исполнять, слушать гимн? (Ответы детей)
Государственный гимн принято исполнять, слушать стоя, не разговаривая.

При его исполнении мужчины и мальчики снимают головные уборы. Тем самым граждане страны проявляют уважение к своей стране.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия — любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества! Т. Попова

Предлагаю нам прослушать гимн стоя. (Прослушивание гимна)

Итог
Ребята, граждане России гордятся государственными символами России – гербом, флагом и гимном, без которых не обходится ни одно важное для страны событие. 

Как вы думаете, зависит ли от вас, какой будет Россия? (Ответы детей)

Что вы можете сделать для России, когда станете взрослыми? (Ответы детей)

Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, дети, от того, как сильно вы любите свою Родину, что полезного, доброго,  хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. 

Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Посмотрим, друг на друга, улыбнемся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ мудрый, добрый. Скажем вместе: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

Конспект ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

         Конспект           ЗАНЯТИЕ  ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ   ВОСПИТАНИЮ                ...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе « Нам нужен Мир»

Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно-эстетическое развитие.Методы и приемы: Практические: дидактические и ...

Конспект ООД "Салют Победы!" по музыкально- патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы.

Конспект ООД  «Салют Победы»  по музыкально - патриотическомувоспитанию для подготовительной к школе  группы                      ...

Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Цели: формировать представления о символике нашей страны, ее значении; формировать грамматически правильный строй речи, развивать умение поддерживать беседу; воспитывать патриотизм, любовь к Родине....