Система гражданско-патриотического воспитания в ДОУ
презентация

Васильева Оксана Анатольевна

Презентация на тему: "Система гражданско-патриотического воспитания в МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш" города Смоленска (из опыта работы)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73 «Малыш» города Смоленска СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 73 «МАЛЫШ» (из опыта работы) Старший воспитатель Васильева Оксана Анатольевна

Слайд 2

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

Слайд 3

Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. В последнее время появился термин «новый патриотизм». Он включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается .

Слайд 4

В нашем детском саду при организации гражданско-патриотического воспитания детей ставятся следующие цели : воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.

Слайд 5

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников РЕБЕНОК СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНОЙ ГОРОД РОДНАЯ СТРАНА

Слайд 6

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Я и моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

Слайд 7

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Детский сад В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываем бережное отношение к детским игровым постройкам.

Слайд 8

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Родная природа Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Слайд 9

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Родной город. Родная страна Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках. Из этого блока дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширяют представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним, знакомятся со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.

Слайд 10

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: Родная культура Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в наш мини-музей, где воспитанники знакомятся с историей, с предметами русского быта. Участвуем в народных праздниках.

Слайд 11

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников ДОСУГИ, проведение патриотических праздников СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ занятия ДОСУГИ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ ЭКСКУРСИИ ДЕТСКИЕ ПРОЕКТЫ Формы работы

Слайд 12

Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: Тематический досуг ко Дню матери Новогодний утренник День защитников Отечества Масленица День Победы День защиты детей Конкурсы, викторины, соревнования

Слайд 13

Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Слайд 14

В нашем ДОУ наряду с Основной образовательной программой дошкольного образования реализуются парциальные программы так называемого регионального компонента: «Край мой Смоленский» под редакцией Т.М. Жаровой, В.А. Кравчук. «Юный эколог» под ред. С.Н. Николаевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой ;

Слайд 15

Особое внимание в программе уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Вначале педагог продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей: особенности природы; люди, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте; люди, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами. Демонстрируется то, что наличествует в нашем родном крае, но характерно также и для всей страны: охрана природы; труд людей; соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат; проживание людей разных национальностей.

Слайд 16

Исходя из всего вышесказанного, опираясь на принципы построения ООП ДО и в соответствии с ФГОС ДО нами был разработан проект «Гражданско - патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» Проект создан для работы с детьми дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Слайд 17

Актуальность проекта Современные дети обладают недостаточной информацией о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Педагогам необходимо подбирать такие методы и приемы работы, которые помогут современному ребенку понять особую значимость своей страны, ее героев, исторических деятелей, архитектуры. Важная роль в работе по гражданско-патриотическому воспитанию отводится взаимодействию ДОУ с родителями.

Слайд 18

Цели проекта воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание в ДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта. Гипотеза проекта Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться как в повседневной жизни, так и во время непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира.

Слайд 19

Задачи проекта Воспитывать у детей: Развивать у детей: Формировать у детей: Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса Уважительное отношение к наследиям других народов Патриотизм, уважение к культурному прошлому России, своего города Гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, города Познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений Представления о народной культуре, о разнообразии и образе жизни людей, населяющих Россию Чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям Представление о России как о родной стране Умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать

Слайд 20

Принципы работы принцип личностно-ориентированного общения; принцип культуросообразности ; принцип свободы и самостоятельности; принцип гуманно-творческой направленности; принцип интеграции различных видов детской деятельности ;

Слайд 21

Этапы реализации проекта Этапы Сроки реализации проекта План работы I 2016 – 2017 уч . год Информационно - аналитический ( подготовительный) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; определение объёма материала для детей; планирование системы работы. II 2017 – 2018 уч . год Творческий (основной) оформление стендов по теме проекта; консультации для воспитателей и родителей; проведение мероприятий по теме проекта. III 2018 – 2019 уч . год Заключительный подведение итогов.

Слайд 22

Информационо-аналитический ( подготовительный) этап Анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования; Проведение и интерпретация результатов психолого-педагогической диагностики; Определение направлений реализации проекта; Определение ожидаемых результатов реализации проекта; Включение в календарно-тематическое планирование тем недели по гражданско-патриотическому воспитанию: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Мир природы», «Город мастеров», «Народная культура и традиции», «Неделя Белоруссии», «День Победы», «Я – человек», «Моя семья», «Дружба», «Миром правит доброта» и т.д.

Слайд 23

Творческий этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи. На этом этапе работа проводилась в нескольких направлениях : - привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов); - работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей; - работа с социумом по реализации задач патриотического воспитания: средняя школа, детская библиотека. - слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов

Слайд 24

Творческий (основной) этап Оформление стендов

Слайд 25

В ходе реализации творческого этапа проекта было создано: система непосредственной образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности ; банк данных об оценке качества гражданско-патриотического развития детей в ДОУ. фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области гражданско-патриотического воспитания дошкольников ; разработаны методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников; обогатили развивающую предметно-пространственную среду ДОУ по гражданско-патриотическому развитию детей;

Слайд 26

По результатам итоговой диагностики , дети показали высокие результаты в области гражданско-патриотического воспитания. Дети знают: свой домашний адрес; место работы родителей; место проживания (улица, город, страна); национальность, язык, традиции; иметь представление о многообразии народов, населяющих нашу родину; название планеты, на которой мы живём; природу родных мест, флору и фауну. На заключительном этапе будут подведены итоги большой работы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников, собран и обобщен методический материал

Слайд 27

Перспектива дальнейшего развития проекта Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена. Хочется подвести итог словами Василия Александровича Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Слайд 28

Хочется верить, что проводимая в нашем детском саду работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. А еще мы активно интересуемся историей, культурой не только своей Родины, но и наших близких, добрых соседей – Республики Беларусь. У нас общие границы, мы понимаем друг друга без переводчика. Много общего и в истории, культуре, традициях наших народов. Мы учимся сами и учим детей беречь все это богатство. И не только беречь, но и умножать его. Такая ответственная работа ждет наших детей в недалеком будущем! А пока наша задача накапливать знания и обогащать душу добротой .

Слайд 29

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 30

Источники: http://i052.radikal.ru/0908/a0/d0c3d793789e.png - сердечко «ромашки» http://s09.radikal.ru/i182/0908/34/2ef8110a2d1d.png - ромашки http://pedsovet.su/ - сайт Литература: Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. – Пенза, 2016. – 116 с. Край мой Смоленский. Программно-методическое пособие по краеведению для детей старшего дошкольного возраста/ Т.М.Жарова, В.А.Кравчук, С.Ю. Шимаковская /Под ред. С.А. Болотовой . – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017.- 28 с. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно - методическое пособие. - 2-е изд., / Князева О. Л., Маханева М. Д.— СПб: Детство- Пресс, 2010.— 304 с: ил. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду»:/С.Н. Николаева. Мозаика-Синтез; Москва; 2010 – 66 с.: ил. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне.2 М.: ГНОМ и Д, 2008г. В.И.Петрова , Т.Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» Мозаика-синтез, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Реализация регионально-национального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Уважаемые педагоги. Хотела с вами поделится методами и приемами патриотического воспитания дошкольника....

Гражданско-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. ...

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования....

Публичное выступление на тему: " Реализация регионального компонента в системе гражданско- патриотического воспитания дошкольников"

В публичном выступлении " Реализация регионального компонента в системе гражданско - патриотического воспитания дошкольников" представлен опыт воспитателя Ильиной Марины Анатольевны по ...

Презентация " Система гражданско- патриотического воспитания"

Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав...