Формирование культуры поведения
статья

Полухина Юлия Сергеевна

Культура поведения в педагогике -  совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении,в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_povedeniya.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры поведения

Что же такое «Культура поведения»? 

Культура поведения в педагогике -  совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту,

в общении,

в различных видах деятельности.

Культура поведения формируется в процессе индивидуального развития как результат обучения и воспитания.

        В содержании культуры поведения выделяют следующие компоненты:

  • культура общения;
  • культура деятельности;
  • культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура общения предусматривает:

  • выполнение норм и правил  общения со взрослыми и сверстниками,
  • вежливое поведение в общественных  местах, в быту.

Культура общения предусматривает:

  • выполнение норм и правил  общения со взрослыми и сверстниками,
  • вежливое поведение в общественных  местах, в быту.

Культура деятельности проявляется:

  •  в поведении на занятиях,
  •  в играх,
  •  во время выполнения трудовых  поручений.

Формирование культуры деятельности -   воспитание:

  •   умений содержать в порядке место, где трудится, занимается, играет;
  •   привычки доводить до конца начатое дело;
  •   бережного отношения к книгам, вещам и игрушкам;
  •   умения регулировать свою деятельность и отдых.

Культурно-гигиенические навыки -   составная часть культуры поведения.

  Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды,

 обуви, продиктована нормами человеческих отношений.

Ребенок должен понимать:

  •  соблюдая эти правила, проявляет  уважение к окружающим,
  •  неряшливый человек, небрежен в  работе.

Культурно-гигиенические навыки -   составная часть культуры поведения.

  Культура еды -  уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Формирование культуры поведения  

             осуществляется в два этапа:

  • Формирование первичных представлений о поведенческих правилах.
  • Знакомство с этикетными понятиями.

Формирование поведенческой культуры                

            проходит определённый цикл:

  • знание этикетного правила;
  • понимание его разумности и необходимости;
  • умение применять это правило;
  • эмоциональное переживание от его выполнения.

Условия воспитания этикетного поведения :

  • позитивный настрой,
  •  пример взрослых, прежде всего воспитателя,
  • связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания.
  •  

Большую роль играет родной язык.

Основные методы и приёмы

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

4. Поощрение: активизирует дошкольников к выбору правильного поведенческого шага.

5. Осуждение: применяется крайне редко; осуждение направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания  детьми норм и правил поведения

Обучение правилам этикета в дошкольном возрасте происходит в следующих направлениях

  • Речевой этикет (помогает дошкольнику развивать общение со взрослыми и сверстниками)
  • Этикет и  культура внешнего вида (создание единства внешнего облика и внутреннего состояния человека, научить детей умению нравиться и располагать к себе)
  • Этикет в общественных местах: на улице, в транспорте, в магазине, в кафе, в театре, в музее
  • Гостевой этикет
  • Столовый этикет
  • Семейный этикет

Виды деятельности по формированию культуры поведения:

  • НОД
  • Игровая деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Самостоятельная и совместная деятельность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"

Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...

Занятие по формированию культуры поведения. Средняя группа. Воспитатель Нижегородова Е.В. Тема: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

Задачи:Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;Учить детей правилам знакомства со взрослыми и детьми;Развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллект...

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование культуры поведения ребенка и личные качества через преообщение к русской народной культуре

Презентация на тему: "Формирование культуры поведения ребенкка и личностные качества дошкольников через преобщение к русской народной культуре"...

НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре

знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом....