Системно-деятельностный подход для развития детей в ДОУ
статья

Курильченко Татьяна Сергеевна

Применение системно-деятельностного подхода для  развития детей в дошкольном образовательном учреждении учреждении педагоги перешли от простой задачи передачи детям знаний к формированию интегрированных качеств личности, развитию творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_sistemno.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Применение системно-деятельностного подхода для  развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

В современном дошкольном образовании произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды.  Они обусловлены повышением уровня современных государственных требований к дошкольному образованию. Главная задача воспитателя – создание условий для построения индивидуальной траектории развития каждого ребенка на этапе дошкольного образования. В нашем дошкольном учреждении педагоги перешли от простой задачи передачи детям знаний к формированию интегрированных качеств личности, развитию творческого воображения.

В основу работы легла Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой. Научную основу программы оставляет система дидактических принципов деятельностного метода: психологической комфортности, деятельности, целостности, вариативности, творчества, непрерывности. Все эти принципы действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

Одним из основополагающих принципов, заявленных в ФГОС, является принцип интеграции образовательных  областей. Каждая область дополняет и обогащает другие, раскрывает различные аспекты одного и того же явления, углубляя его понимание и обеспечивая целостность восприятия. На его основе строится образовательный процесс в нашем ДОУ.

Например, в течение дня общения со сказкой дети младшей группы слушают сказки, рассматривают иллюстрации к произведениям, рисуют сказочных героев, изготавливают поделки из различных материалов, рассказывают о любимых сказочных героях. Педагог помогает детям стать действующими лицами кукольного представления или поучаствовать в драматизации сказки.

Дети не замечают, что их чему-то учат весь день. Дошкольники добывают информацию в активной деятельности под умелым руководством взрослого. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, помощника, организатора. Его задача – побуждать и поддерживать интерес воспитанников, желание познавать окружающий мир.

Еще одним примером интеграции образовательных областей является создание игрового пространства «Театр» в старшей группе. Педагог знакомит детей с искусством дизайна, создает условия для развития восприятия, умения анализировать реальные объекты и их изображения. Дети учатся конструировать из различных материалов. Вместе с этим педагог способствует развитию у детей свободного общения со сверстниками, развитию связной речи. Для  дошкольников создаются благоприятные условия не только для познавательного развития, но и для совместной театрализованной деятельности, развития интереса к музыке, музыкально-ритмическим  движениям, игре на детских музыкальных инструментах.

 Целью реализации принципа системности в учреждении разработано комплексно-тематическое планирование. В его структуре отражается образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вся совместная деятельность участников образовательного процесса направлена на разностороннее развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

В результате освоения программы у детей формируются следующие интегративные качества:

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

- любознательный, активный;

- эмоционально отзывчивый;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, мире и природе;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, необходимыми умениями и навыками.

Работая по программе «От рождения до школы»,  педагоги нашего дошкольного учреждения помогают ребенку познать мир, создают атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Предложенная работа - попытка показать на практике  системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению  дошкольников к  правилам безопасного поведения на дороге....

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....