Перспективное планирование по самообразованию. Кружковая деятельность "Бумажные игры"
учебно-методический материал (старшая группа)

Казакевич Мария Владимировна

Перспективное планирование по самообразованию. Кружковая деятельность "Бумажные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga_kruzhek1.docx30.09 КБ
Файл prilozhenie.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«БУМАЖНЫЕ ИГРЫ»


Срок реализации программы – 2 года

Воспитатель: Казакевич М.В.

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.


       Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Содержание кружковой программы «Бумажные игры» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Занятия кружка «Бумажные игры» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Для обучения широко используются игровые приёмы, загадки, этюды и тд.
Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Бумажные игры»:

  • формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
  • интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
  • способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;
  • разнообразные способы и приемы работы с различными материалами и инструментами;
  • совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

Посещение кружка «Бумажные игры» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.

  Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию обще учебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

  • активизация и индивидуализация обучения;
  • игры и игровые ситуации;
  • творческие работы и т.д.

Цель программы кружка

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи программы кружка

Обучающие:

  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Принципы реализации программы


        Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
     
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
  1. Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • вербализация дошкольниками некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что я здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы  (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

В результате занятий дети:

  • научаться различным приемам работы с бумагой;
  • научаться следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги,
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
  • разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации кружка

  • Проведение выставок детских работ.
  • Показ работ кружка «Бумажные игры» на родительском собрании.
  • Демонстрация работ на общем родительском собрании.

Программа «Бумажные игры» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся два раза в месяц, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 – 30 минут.

Работа с родителями.

Основная форма работы с родителями – индивидуальная.

  • Беседы с родителями об участии в формировании личности ребенка, о значимости приобщения детей к миру прекрасного.
  • Использование посильной помощи родителей в организации и оснащении кружка материалами для работы кружка.
  • Приглашение родителей на массовые мероприятия.

Литература

1.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2.Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3.Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4.Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

5.Васина Надежда. Бумажная симфония. 2009г.

6. И.Жукова Забавные самоделки в технике «модульное оригами» - И. СКИФ 2013г.

7. И.А. Черкасова, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова «От салфеток до квиллинга» - И. «Скрипторий 2003» 2013г.

8. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» - И. «Скрипторий 2003» 2006г.

9. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 3» - И. «Скрипторий 2003» 2008г.

10. В.Н. Торгашева «Рисуем нитью,занятия для дошкольников» - И. «Скрипторий 2003» 2009г.

11. Г.Н. Давыдова «Поделки из спичечных коробков» - И. «Скрипторий 2003» 2008г.

12. Л.А. Садилова «Поделки из мятой бумаги» - И. «Скрипторий 2003» 2008г.

13. Клэр Сун-ок Чой «Квиллинг для всех» - И.ООО «Книжный клуб» г. Белгород, 2013г.

14. Джейн Дженкинс « Узоры и мотивы из бумажных лент» - И. «Контэнт» 2010г.

15. Н.В. Дубровская «Аппликация из гофрированной бумаги» - И. «Детство-пресс» 2009г.

16. И.А. Лыкова «Аппликация из бумаги. Цветы»  - И. «Цветные ладошки»

17. И.А. Лыкова «Аппликация из бумаги. Насекомые»  - И. «Цветные ладошки»

18. З.А. Боготеева «Чудесные поделки из бумаги» - И. Москва «Просвещение» 1992г.

19. И.А. Лыкова «Аппликация из листьев. Осенние картины»  - И. «Цветные ладошки»

20. М.П. Згмурская «Оригами»

21. Е.А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду» - И. «Академия развития» 2009г.

22. Е. Немешаева «Ладошки» - И. «Айрис-пресс» 2011г.



Предварительный просмотр:

Перспективный план кружка «Бумажные игры»

1 года обучения

месяц

тема

содержание


сентябрь


1.«Волшебные свойства бумаги»
2. «Объемные фигуры простым взмахом ножниц»


Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания.


октябрь

1.«Фантазии с листом бумаги»

2.«Симметричное вырезание»

Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Знакомство с явлениями лучевой (радиальной) симметрии.
Развитие пространственного мышления. Формирование умения планировать свои действия.


ноябрь

1.«Паучок»


2.«Берёзки»

Обучать детей способам выкраивания деталей; совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.
Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить чётко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитывать умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.


декабрь

1.«Волшебная птица»


2. «Снежинки»

Закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества.
Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.


январь

1. «Нарядные открытки»


2. «Божья коровка»

Творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа (пушистой, мягкой формы);
Развитие воображения, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука».
Учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки. Учить предвосхищать результат, работать четко, стремясь к конечной цели.


февраль

1. «Цыплята с червячком»

2. «Корзиночка»

Совершенствовать умение создавать сюжетное изображения по представлению. Развивать чувство композиции.

Совершенствовать навыки работы по трафарету; развивать чувство цвета, композиции развивать умение составлять узоры из геометрических и растительных элементов.


март

1.«Ветка вишни»


2. «Ежик в лесу»

Учить детей создавать яркий образ; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.
Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.


апрель

1.«Корзиночка»

2. «Мышка-коробочка»

Закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги. Развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.

Учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги


май

1. Объемная композиция:
«Радуга и лотос»

2. «Бумажный бант»

Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.


Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.


Перспективный план кружка «Бумажные игры»

2 год обучения

месяц

тема

содержание


сентябрь

1.«Мотыльки»


2. «Букет»

Закреплять способы вырезания по сложному контуру; совершенствовать навыки выкраивания деталей поделки; воспитывать аккуратность в работе.

Применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы


октябрь

1.«Гвоздики»


2. «Астры»

Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники

Применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.


ноябрь

1.«Хризантемы»


2. «Вертушки»

Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.

Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками


декабрь

1.«Вращающаяся елочка»


2. «Снеговик-артист»

Познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.
Повторить и обобщить понятия об объемных фигурах; совершенствовать навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы цилиндр; развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.


январь

1.«Абажуры»


2. «Шторы»

Учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.

Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук


февраль

1.«Шкатулка»


2. «Коллаж»

Учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, квиллинг, торцевание, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу


март

1.«Гусеница»


2. «Овечки»

Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение.

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.


апрель

1.«Весна идёт»

2. «Пчелка на сотах»

Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Создать условия для творческого применения освоенных умений. Развивать воображение, чувство ритма и композиции.

Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческого мышления.


май

1. «Букет с папоротником и солнечными зайчиками»

2. «Бумагоград»

Учить детей составлять сложные флористические композиции со световыми эффектами по представлению. Развивать способности к формообразованию и композиции.
Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по кружковой работе по нетрадиционному рисованию во 2 младшей группе «Талантливые пальчики».

Цель:Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и...

Перспективное планирование по самообразованию

Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие нравстенно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества"...

Перспективное планирование по самообразованию

Перспективное планирование по теме самообразования на 5 лет по теме: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"...

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».

Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...

Перспективное планирование по самообразованию

План по самообразованию на 2018-2019 учебный годСюжетно-ролевая  игра как средство развития связной речи  дошкольников с ОНР III уровня...