Перспективное планирование по самообразованию. Кружковая деятельность "Бумажные игры"
учебно-методический материал (старшая группа)
Перспективное планирование по самообразованию. Кружковая деятельность "Бумажные игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga_kruzhek1.docx | 30.09 КБ |
prilozhenie.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«БУМАЖНЫЕ ИГРЫ»
Срок реализации программы – 2 года
Воспитатель: Казакевич М.В.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Содержание кружковой программы «Бумажные игры» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка «Бумажные игры» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Для обучения широко используются игровые приёмы, загадки, этюды и тд.
Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Бумажные игры»:
- формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
- интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
- способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;
- разнообразные способы и приемы работы с различными материалами и инструментами;
- совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.
Посещение кружка «Бумажные игры» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию обще учебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
- активизация и индивидуализация обучения;
- игры и игровые ситуации;
- творческие работы и т.д.
Цель программы кружка
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка
Обучающие:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы реализации программы
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация дошкольниками некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что я здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
В результате занятий дети:
- научаться различным приемам работы с бумагой;
- научаться следовать устным инструкциям;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги,
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации кружка
- Проведение выставок детских работ.
- Показ работ кружка «Бумажные игры» на родительском собрании.
- Демонстрация работ на общем родительском собрании.
Программа «Бумажные игры» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся два раза в месяц, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 – 30 минут.
Работа с родителями.
Основная форма работы с родителями – индивидуальная.
- Беседы с родителями об участии в формировании личности ребенка, о значимости приобщения детей к миру прекрасного.
- Использование посильной помощи родителей в организации и оснащении кружка материалами для работы кружка.
- Приглашение родителей на массовые мероприятия.
Литература
1.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2.Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3.Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4.Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
5.Васина Надежда. Бумажная симфония. 2009г.
6. И.Жукова Забавные самоделки в технике «модульное оригами» - И. СКИФ 2013г.
7. И.А. Черкасова, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова «От салфеток до квиллинга» - И. «Скрипторий 2003» 2013г.
8. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» - И. «Скрипторий 2003» 2006г.
9. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 3» - И. «Скрипторий 2003» 2008г.
10. В.Н. Торгашева «Рисуем нитью,занятия для дошкольников» - И. «Скрипторий 2003» 2009г.
11. Г.Н. Давыдова «Поделки из спичечных коробков» - И. «Скрипторий 2003» 2008г.
12. Л.А. Садилова «Поделки из мятой бумаги» - И. «Скрипторий 2003» 2008г.
13. Клэр Сун-ок Чой «Квиллинг для всех» - И.ООО «Книжный клуб» г. Белгород, 2013г.
14. Джейн Дженкинс « Узоры и мотивы из бумажных лент» - И. «Контэнт» 2010г.
15. Н.В. Дубровская «Аппликация из гофрированной бумаги» - И. «Детство-пресс» 2009г.
16. И.А. Лыкова «Аппликация из бумаги. Цветы» - И. «Цветные ладошки»
17. И.А. Лыкова «Аппликация из бумаги. Насекомые» - И. «Цветные ладошки»
18. З.А. Боготеева «Чудесные поделки из бумаги» - И. Москва «Просвещение» 1992г.
19. И.А. Лыкова «Аппликация из листьев. Осенние картины» - И. «Цветные ладошки»
20. М.П. Згмурская «Оригами»
21. Е.А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду» - И. «Академия развития» 2009г.
22. Е. Немешаева «Ладошки» - И. «Айрис-пресс» 2011г.
Предварительный просмотр:
Перспективный план кружка «Бумажные игры»
1 года обучения
месяц | тема | содержание |
|
|
|
| 1.«Фантазии с листом бумаги» | Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. |
| 1.«Паучок» | Обучать детей способам выкраивания деталей; совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ. |
| 1.«Волшебная птица» | Закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества. |
| 1. «Нарядные открытки» 2. «Божья коровка» | Творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа (пушистой, мягкой формы); |
| 1. «Цыплята с червячком» | Совершенствовать умение создавать сюжетное изображения по представлению. Развивать чувство композиции. |
| 1.«Ветка вишни»
| Учить детей создавать яркий образ; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. |
| 1.«Корзиночка» 2. «Мышка-коробочка» | Закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги. Развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы. |
| 1. Объемная композиция: 2. «Бумажный бант» | Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.
|
Перспективный план кружка «Бумажные игры»
2 год обучения
месяц | тема | содержание |
| 1.«Мотыльки»
| Закреплять способы вырезания по сложному контуру; совершенствовать навыки выкраивания деталей поделки; воспитывать аккуратность в работе. |
| 1.«Гвоздики» 2. «Астры» | Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники |
| 1.«Хризантемы»
| Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов. |
| 1.«Вращающаяся елочка»
| Познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы. |
| 1.«Абажуры»
| Учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции. |
| 1.«Шкатулка»
| Учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. |
| 1.«Гусеница»
| Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение. |
| 1.«Весна идёт» 2. «Пчелка на сотах» | Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Создать условия для творческого применения освоенных умений. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. |
| 1. «Букет с папоротником и солнечными зайчиками» 2. «Бумагоград» | Учить детей составлять сложные флористические композиции со световыми эффектами по представлению. Развивать способности к формообразованию и композиции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий по кружковой работе по нетрадиционному рисованию во 2 младшей группе «Талантливые пальчики».
Цель:Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и...
Перспективное планирование по самообразованию
Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие нравстенно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества"...
Перспективное планирование по самообразованию
Перспективное планирование по теме самообразования на 5 лет по теме: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"...
Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Перспективный план работы по Формированию элементарных математических представлений...
Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».
Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...
Перспективное планирование по самообразованию
План по самообразованию на 2018-2019 учебный годСюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня...
Перспективное планирование по самообразованию: «Влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Перспективвное планирование по самообразованию...