Перспективное планирование по самообразованию
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Егорова Арина Владимировна

Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие нравстенно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_nravstvenno-patrioticheskih_chuvstv_doshkonikov.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №346» г.Казань

Разработала: воспитатель Егорова Арина Владимировна

План по самообразованию

Развитие нравственно – патриотических чувств дошкольников посредством художественного творчества

Продолжительность: 5 лет.

Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей Родины

Цель:

- формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

- развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;

- помощь детям в адекватном выражении своего «Я»

- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина — патриота России”.

- сформировать патриотические чувства у детей различных национальностей, проживающих в г.Казань, систематизировать знания детей об истории народа, родного края, города, знакомить их с прошлым.

 - воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном; подготовка детей к жизни в школе и в современном обществе.

Задачи:

  1. формировать нравственную культуру воспитанников;
  2. способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
  3. создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;
  4. воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;

           5. развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и  взаимоуважение.

6. познакомить с понятием народоведение;

7. пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;

8. развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;

9. развивать толерантность;

10. формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их культуре и традициям;

11. формировать элементарные знания о правах человека.

Методическое обеспечение

Период с 2011 г. по 2013 г.

Материал для работы по социально-нравственному воспитанию;

Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» ( профессии, действия, внешний вид);

Тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотоальбомы);

Фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

Тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятиях и т. л.);

Тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя);

Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы;

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах;

Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.)

Период с 2013 по 2014 г.

Материал по социальному развитию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики;

Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, городской флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната — горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры;

Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.);

Элементы государственной символики (флаг, герб);

Элементы областной символики (флаг и герб края и города в котором живете);

Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

Период с 2014 по 2016 г.

Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о городе. Карта города. Символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);

Тематическая папка «Мой край»: карта и символика; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);

Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;

Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Война 1812 года», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната — горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры;

Материал, дающий детям первоначальное представление о православии: подборка иллюстраций с изображением храмов, набор открыток «Русская икона», макет храма;

Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;

Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.

  1. Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме (в течение 5 лет):

Изучение статей в журналах (в течение 5 лет):

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

  1. Практический этап.

Изучение опыта педагогов МАДОУ (в течение 5 лет)

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми ( в течение 5 лет)

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете ( в течение 5 лет)

Консультация для родителей «Русские культурные традиции» (2011-212г.)

Консультация для родителей «История нашего города» (2013г.)

Презентация «Дидактические игры» для детского сада» (2014г.)

Презентация «Творчески, с выдумкой» (оформление игрового участка летом) (2015г.)

Открытое занятие «По местам Г.Тукая» (2015 г.)

Итоги (в течение 5 лет)

Основные направления работы:

«Я, моя семья, мои друзья»;

«Я и мой край родной»;

Мы Россияне;

Законы, по которым мы живём.

Направление «Я, моя семья, мои друзья»

Цель деятельности воспитателя:

Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.

Организация и совместное проведение досуга детей.

Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей в системе «воспитатель-ребёнок-родитель».

Беседы

2011-2013г.

2013-2104г.

2014-2015г.

2015-2016г.

 «Моя любимая мамочка»;

«Мамины руки не знают скуки»;

«Почему меня так назвали»;

«Мои бабушка и дедушка»;

«Как образовалась моя семья»;

«Как растили мои бабушки дедушки моих родителей»;

Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;

«Почему я непослушен»

«Что умеют бабушкины руки»;

«Старость – это всегда слабость»;

«Воспетое народом материнство»

«Что такое честь фамилии»;

«Я –будущая надежда семьи»;

«Семейное древо»;

«Кто были мои предки»

«Что означает моя фамилия»;

Конкурсы:

Конкурс рисунков «Моя семья»

«Маленькая хозяюшка»;

Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и дет. сад»

«Данила-мастер» (работа с природным материалом)

Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;

Конкурс чтецов на заданную тему

«Рыцарский турнир»;

Выставка фотографий «Моя семья»

Праздники:

«Давайте познакомимся»;

Праздник мам 8 марта;

«Род, родные, Родина»;

Праздник мам 8 марта;

«Мама, папа и я – спортивная семья»;

Праздник мам 8 марта;

«Мама, папа и я – спортивная семья»;

Праздник мам 8 марта;

Направление «Я и мой край родной»

Цель деятельности воспитателя:

Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.

Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.

Воспитание достойного гражданина своей страны.

Познакомить с прошлым и настоящим нашего народа, их бытом и традициями, праздниками, замечательными умельцами.

Познакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями, с почётными людьми, растительным и животным миром.

2011-2013г.

2013-2104г.

2014-2015г.

2015-2016г.

Беседы

«Не ломайте веточку»;

«Осенний лист – краса природы»;

«Синичкин день»;

«Красота природы моей местности»;

«Чем славится моя станица»

«Растения – составная часть природного окружения человека»;

«Не нарушайте тишину»;

«Красная книга»;

«Как всё начиналось»

«Прошлое и настоящее нашего народа»

«В лесу родилась елочка»;

«Земля – наш общий дом»;

«Мое место в природе»;

«Народно-прикладное искусство»

«Красная книга»;

«Этот удивительный мир животных»;

«Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Конкурсы:

Конкурс загадок;

Конкурс рисунков о природе.

«Дом в котором я живу», «С чего начинается Родина»

Театрализованные игры

«Колобок», «Теремок»

Конкурс загадок Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей»;

«С чего начинается Родина», « «традиции, обряды, праздники»

Театрализованные игры

«Колобок», «Теремок»

Конкурс рисунков «Охрана растений и животных»;

«Вода –эликсир жизни» (викторина);

«Веселая рыбалка» ( конкурс загадок на экологическую тему)

«Культура и традиции русского народа», «Украшение фартука с русским орнаментом»

Театрализованные игры

«Заюшкина избушка», «Царевна — лягушка»

КВН «Земля – наш общий дом»;

Конкурс чтецов «Ты наша Родина»;

«Культура и традиции русского народа»,

«Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»

Театрализованные игры:

«Заюшкина избушка», «Царевна — лягушка»

Праздники

Утренник «Осенний листопад»

«Масленица»

«Именины»

Праздник урожая

«Масленица»

«Именины»

Праздник цветов

«Масленица»

«Именины»

Литературно –музыкальный праздник «Родина любимая моя», или «День города»

Праздник «Золотая осень»

«Масленица»

«Именины»

Выставка – «Куклы народов, проживающих в нашем городе»

Экскурсии в музей (c родителями).

В завершении этого раздела дети имеют представление о предках, о трудностях жизни в старину. Какой бы национальности люди не были, во все времена была забота о слабых, беззащитных, доброе отношение к окружающим.

Направление

«Законы по которым мы живём»

Цель деятельности воспитателя:

Дать представление детям, о том, что мы граждане великой страны России, в которой каждый человек имеет свои права и обязанности, уметь ими пользоваться в повседневной жизни.

2011-2013г.

2013-2104г.

2014-2015г.

2015-2016г.

Беседы

«Каждый ребёнок имеет право»

«Каждый ребёнок имеет право»

«Наши права и обязанности».

«Наши права и обязанности», «Толерантность».

Образовательная деятельность

«Я и твоё имя»,

«День прав ребёнка»,

«Ваши права дети».

«День прав ребёнка»,

«Ваши права и обязанности».

Консультации для родителей:

«Советы родителям»,

Восемь правил для взрослых».

«Положение ребёнка в семье»,

«Законы родительской истины».

Направление «Мы россияне»

Цель деятельности воспитателя:

Дать представление детям, что мы граждане великой страны России.

Дать представление о том, что история России связана с историей малой Родины.

Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.

2011-2013г.

2013-2104г.

2014-2015г.

2015-2016г.

Беседы

«Я – гражданин России»;

«Дорогая моя столица…»

Что празднуют 1Мая.

«Герои России»;

«Москва – мать городов русских»

Что празднуют 1Мая.

«Наша родина Россия»

«Москва – столица России»

Что празднуют 1Мая.

Конкурсы:

Конкурс рисунков на военную тематику;

Конкурс загадок на заданную тематику;

Конкурс рисунков «Я против войны;

Праздники:

Тематические занятия:

«День защитника Отечества»

«День космонавтики»,

«9 мая»

Тематические занятия:

«День защитника Отечества»

«День космонавтики»,

«9 мая»

Тематические занятия:

«День защитника Отечества»

«День космонавтики»,

«9 мая»

Вечер памяти, посвященный Дню Победы;

Тематические занятия:

«День защитника Отечества»

«День космонавтики»,

Образовательная деятельность «Москва – столица нашей Родины»;

«Флаги России»

История России (Кто основал Москву,).

Символика страны (Герб, Флаг, Гимн).

Битва под Москвой.

Славься Отечество.

История России

(Древний кремль, Прогулка по кремлю).

Символика страны (Герб, Флаг, Гимн).

Защитники отечества.

Славься Отечество.

Направления работы с родителями:

Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

Выработка единства требований семьи и ДОУ к воспитанию личности ребенка.

Привлечение родителей к организации работы в группе.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Процесс становления личности — процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности воспитателя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований детского сада и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

полное взаимопонимание и согласованность действий;

постоянный контакт с родителями;

опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие детского сада и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Формы работы с родителями.

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

Групповые формы работы с родителями:

организационные

тематические

итоговые

родительский клуб «Готовим ребенка к школе»

Индивидуальные формы работы с родителями:

беседы с родителями

консультации (групповые и тематические)

Для приобщения родителей к проблемам воспитания успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

совместные с родителями мероприятия (праздники, соревнования);

семейные праздники и традиции, конкурсы.

Индивидуальная работа с воспитанниками

1. Индивидуальные беседы

2. Подготовка к конкурсам и выставкам, праздникам

Работа с родителями

1. Изучение семей детей по плану:

а) как ребенок соблюдает режим;

б) как организовать контроль;

в) чем занят ребенок в свободное время;

г) есть ли у ребенка товарищи;

д) какие поручения выполняет ребенок дома;

е) есть ли дома библиотека детских книг.

2. Проводить индивидуальные беседы с родителями отдельных воспитанников.

3. Проводить вечера вопросов и ответов.

4. Организовать день открытых дверей.

5. Привлекать родителей к организации интересной насыщенной жизни коллектива.

6. Влиять на общение ребят с родителями.

Законы Родительской истины.

Закон №1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон №2. Не унижайте ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон №3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

Закон №4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон №5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон №6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон №7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

Закон №8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон №9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон №10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

Закон №11. Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

Мероприятия по решению задач:

Знакомство с достопримечательностями города

Беседы с детьми, с родителями

Подбор художественной литературы, иллюстрации

Чтение стихов и разучивание песен.

Знакомство с орнаментами

Фольклорные праздники.

Народные игры

Театрализованная деятельность

Работа с родителями

Знакомство с почетными гражданами города

Совместная деятельность взрослых и детей происходила с учетом интеграции образовательных областей:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Вывод:

В ходе подготовки и реализации проекта у детей появился интерес к истории, быту, традициям своего народа;

Дети стали активно использовать в речи фольклор, знают и умеют рисовать национальные орнаменты, познакомились с народными играми;

Дети знают достопримечательности родного города, почетных жителей города;

Дети больше узнали о своем Отечестве, усвоили нормы и правила поведения и взаимоотношения между людьми;

У детей сформировались основы патриотизма, гражданственности и любовь к родному краю.

ЛИТЕРАТУРА

Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007, N 309-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, N 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основ общеобразовательной программы дошкольного образования»

Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. — N 5.

Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция Дошкольное воспитание. 2010. — N 7.

Скоролупова О.А., Федина Н.В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования Дошкольное воспитание. 2010. — N 8.

www. Doshcolniki.ru- раздел «Дошкольное образование:ресурсное обеспечение основной общеобразовательной программы»

Алешина Н.В. – «Патриотическое воспитание дошкольников»

Журнал Дошкольное воспитание N3, 2009;

Журнал Воспитатель ДОУ. N 3,2008; N 1. 2010;

Журнал Управления ДОУ N 5, 2010

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

N 1, 2009, N 2, 2010

Ковалева Г.А.- «Воспитывая маленького гражданина», Москва, Просвещение, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по самообразованию

Перспективное планирование по теме самообразования на 5 лет по теме: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"...

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».

Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...

Перспективное планирование по самообразованию

План по самообразованию на 2018-2019 учебный годСюжетно-ролевая  игра как средство развития связной речи  дошкольников с ОНР III уровня...

Перспективное планирование по самообразованию. Кружковая деятельность "Бумажные игры"

Перспективное планирование по самообразованию. Кружковая деятельность "Бумажные игры"...

Перспективное планирование по самообразованию «Лего-конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей д...