Мастер класс. Проект Партнёрские способы взаимодействия воспитателя и родителей
методическая разработка (средняя группа)
Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitateli_i_roditeli.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Партнёрские способы взаимодействия воспитателя и родителей
из опыта работы».
Вид проекта: долгосрочный, коллективный.
Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
Задачи проекта:
- приобщать родителей к участию в жизни детского сада.
- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;
- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта;
- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- активизировать воспитательные возможности родителей;
- повысить педагогическую культуру родителей.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Сроки реализации проекта: 2018-2019 год.
Предполагаемый результат:
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;
- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Идея проекта:
Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим и возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия в ДОУ.
Новизна проекта заключается в использовании новых подходов к организации взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап (сентябрь 2018г.)
Педагогическая деятельность:
- анкетирование родителей на предмет социального заказа;
- планирование и разработка плана совместных мероприятий;
- составление сценариев мероприятий;
- разработка положения о конкурсе.
Взаимодействие с родителями:
- обсуждение сценариев;
- обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией мероприятий;
Работа с детьми:
- чтение художественных произведений;
- заучивание стихов и текстов;
- разучивание песен и танцев;
- рассматривание иллюстраций;
- предварительная работа в соответствии с тематиками мероприятий;
II. Основной этап (октябрь 2018 – май 2019г.).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.
Педагогическая деятельность:
- оформление коллективных пригласительных открыток на мероприятия;
- создание условий для успешной реализации мероприятий;
- обеспечение сотрудничества родителей и педагогов ДОУ;
Взаимодействие с родителями:
- участие родителей в подготовке и проведении мероприятий:
- в оформлении групп;
- в изготовлении костюмов для детей и реквизитов.
- фото и видео съемка мероприятий;
- практическая деятельность совместно с детьми.
Работа с детьми:
- Конкурс на лучшую поделку «Осенний калейдоскоп»;
- Фотовыставка «В нашем во садочке выросли цветочки»;
- Утренник «Осенняя ярмарка»;
- Утренник «Новогодние приключения»;
- Конкурс чтецов «Мая мама лучше всех»;
- Конкурс чтецов «День победы»;
- Праздник- развлечение «Любимым бабушкам и мамам»;
- Развлечение «В царстве Нептуна».
III. Заключительный этап (май)
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Риски:
- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
- Участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ.
Критерии эффективности:
- Рост посещаемости родителями мероприятий.
- Согласованность действий педагогов и родителей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
- Заинтересованность родителей.
- Преобразующий характер проекта.
- Положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
- Фото и видео материалы.
- Новые разработки, сценарии мероприятий.
- Анкеты.
- Проектная папка.
- Декорации, костюмы.
Актуальность.
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитаников. Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.
Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современного дошкольного учреждения. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Ориентация ФГОС на гуманизацию дошкольного образования исключает стереотипы традиционного педагогического мировоззрения, где главным ориентиром было проведение занятий, формирование знаний, умений и навыков, которые педагог «навязывал» ребёнку, а ребёнок должен был их продемонстрировать, «отчитаться» в том числе и перед родителями. Сущность гуманизации образовательного процесса состоит в создании таких форм, методов и средств организации образовательного процесса, которые обеспечат бережное развитие и саморазвитие индивидуальности ребёнка - его познавательных процессов, личностных и духовных качеств в активном взаимодействии со взрослыми, в том числе и с наиболее значимыми для ребенка взрослыми – его родителями. Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Стандарта.
Описание проекта
Направления работы ДОУ по вовлечению родителей в совместную деятельность.
I. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
II. Познавательное направление.
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду обеспечивается педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ ,(воспитатель, музыкальный руководитель, медицинская сестра).
Кадры | Родители | Дети |
Просветительская деятельность: - вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; - вопросы воспитания детей дошкольного возраста; - формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях. Организационно-педагогическая деятельность: Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др. |
3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха. | Социально-нравственное и познавательное развитие:
|
При планировании и организации взаимодействия с семьями воспитанников педагоги используют преимущественно формы работы, предполагающие активное участие родителей:
- родительские собрания;
- консультации;
- выставки детских творческих работ, изготовленных на НОД, а также вместе с родителями;
- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Поделись своей добротой»);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);
- родительский уголок.
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, а также режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
- материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок
дня, объявления различного характера;
- материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье (в
них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей).
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
III. Организационно-методическая деятельность.
В целях повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Кадры | Родители | Дети |
1. Организация культурно-массовых мероприятий. 2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала. | Вовлечение родителей в педагогический процесс:
| Вовлечение детей в творческий процесс:
|
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
На наш взгляд, это самая эффективная форма работы с родителями. Организовывая одновременно с детьми и родителями праздники, совместные развлечения и досуги, мы решаем поставленные задачи сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяем усилия для достижения положительных результатов.
Оригинальность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, читает сказки, готовит сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении групп. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных досугах помогает межличностному общению и взаимопониманию.
Сплочению педагогов, детей и родителей также способствовали конкурсы детско-родительских поделок, а также оформление фотовыставки «В нашем во садочке выросли цветочки». Участие семей в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: готовят вместе с детьми интересные поделки, собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Мы были рады помочь и, конечно, поощрить их за совместную работу. Это, своего рода, стимул для родителей.
Таким образом, учитывая интересы родителей и используя в своей работе методы активизации родительского потенциала, помогающие установить партнерские взаимоотношения в вопросах воспитания и развития детей, можно сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность.
Нами были подготовлены и проведены в такой форме совместные мероприятия:
Мероприятия | Сроки | Содержание | Участники |
Конкурс на лучшую поделку «Осенний калейдоскоп» | октябрь | Совместная творческая работа родителей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Утренник «Осенины» | ноябрь | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Конкурс чтецов «Моя мама лучше всех!» | ноябрь | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Утренник «Новогодние приключения» | декабрь | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Развлечение «День защитника Отечества» | февраль | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Праздник-развлечение «Любимым бабушкам и мамам» | март | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
выставка рисунков о природе | апрель | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Конкурс чтецов «День победы» | май | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Развлечение «В царстве Нептуна» | июнь | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Результативность проекта
Результатом работы по проекту являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей, посещающих родительские собрания, повышение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Список литературы:
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
- Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.
- Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2009.
- Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Журнал «Дошкольная педагогика»/ Сентябрь /2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем».
Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем»....
Мастер-класс на тему « Практикум общения воспитателя с родителями»
Воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Данный мастер-класс поможет воспитателям использовать в работе различные формы общения, научит работать с современными родителями....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема: "Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска» Методическая разработкаСеминар-практикум для педагогов ДО...
Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем».
Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников.Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем»....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема «Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями»
Цель: Повышение компетентности педагогов в работе с родителями воспитанников.Задачи:Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.Отработать и закрепить навыки через упра...
Мастер – класс : " Танцующие Феи". Предназначен для воспитателей и родителей ДОУ.
Цель: Заинтересовать и побудить, раскрыть таланты творческих людей к изготовлению «Балерин» с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей и оформление...
Мастер класс на тему «Практикум общения воспитателя с родителями воспитанников»
Как, показывает опыт, воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин, они считают, что с современными родителями работать сложно, так как родители «все знают», или и...