Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в повседневной жизни.
статья

Самойленко Наталья Викторовна

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kgn_samoylenko_n.v.docx129.83 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\евросеть\Desktop\DSC06520.JPG

 Самойленко Наталья Викторовна воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ №11 Адмиралтейского района

       

                 Воспитание культурно-гигиенических навыков

                   у  детей раннего возраста  в повседневной жизни.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С  раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее»-  писала Н.К.Крупская    [1, с.58].

      Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
     Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем обучения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. На своём опыте я убедилась, что выполнение  режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями повышает уровень  показателей  развития детей.

    По режиму дня видно, что время на гигиенические процедуры  и самообслуживание детям  до 3-х лет отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы.
     Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает определённые  культурно–гигиенические  навыки. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Например, навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

     В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых  процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность  сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует.                                                                

      В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий.
       Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного стало чистым, волосы красиво причесаны и т.п.. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте  и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле.

   Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли.

   Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

   С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками ребёнок  осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общее правило поведения.

   Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
    В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. С первого  месяца пребывания детей в группе, решая задачи по привитию культурно-гигиенических навыков,  я приучаю детей  к выполнению элементарных правил  под контролем взрослого: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки ; далее учим  пользоваться индивидуальным носовым платком, полотенцем, расческой, правильно  держать ложку во время еды ,следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.  В процессе одевания и раздевания напоминаю  детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учу снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.     Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом режимном моменте  можно найти благоприятный период  для гигиенического воспитания.

     Для эффективного гигиенического воспитания своих малышей  я особое внимание  уделяю  внешнему виду  как своему, так и своей помощницы на группе. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому стараюсь  быть для них образцом. Чтобы облегчить детям  освоение новых навыков, стараюсь  делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, использую в своей работе  потешки , песенки,стишки( приложение 1).

Дети 3-го года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, в разной степени владеют начальными навыками и начинают адаптироваться к новой для них обстановке, поэтому особое значение в работе с ними  приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку( приложение 2).

      Родители  детей моей группы добровольно и с удовольствием включились в  совместную работу по  привитию своим детям культурно-гигиенических навыков в условиях  дома. Для более успешного выполнения ими поставленных перед нами задач и предъявления к детям единых требований я разработала и предложила их вниманию рекомендации (приложение № 3).

     В заключение  обобщения своего опыта работы по воспитанию КГН  в группе  от 2- до 3-х лет хочу поделиться планом работы  по этой теме(приложение № 4).                                                                

                                                                                                    Приложение №1

                                            Устное  творчество.

Руки надо с мылом мыть,                                                      

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит.

Тот водички не получит.  

               

Ладушки, ладушки,                                                                                                                                                              

 с мылом моем лапушки,                                                                                                                                    

 чистые ладошки,                                                                                                                                                    

 вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода.                                                                                                                          

Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова

(или педагог называет имя ребенка).

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Лишь Медведь не умывался,

Неумытым он остался.

Стали мы его купать,

С головою окунать.

Плачет Мишенька: - Простите!

И меня вы отпустите!

Я большой, я буду сам –

Умываться по утрам!

 Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели!

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.


Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя, умывайся веселей!

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться,

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем уши, моем шею

На глазах мы хорошеем.

Это кто тут рано встал,
И к горшочку побежал?
Это Ваня-молодец
Настоящий удалец!

 Мы с тобой пойдем гулять,
Будем прыгать и скакать.
Что же ты забыл, дружок?
Сесть на Ванечкин горшок.
Молодец, теперь скорей,
Побежали до дверей.

Здравствуй, Миша!
Я – горшок.
Я любимый твой дружок.
Маме ты скажи «пись-пись»
И скорей поторопись!

   Горшок-дружок.
Как тебя зовут, дружок?

А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей,
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай,
Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись,
Сделай мамочке сюрприз.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Маму, дочку, слушайся.

Под окном лиса поёт,

Петушка гулять зовёт:

"Петя, Петя, петушок,

У тебя есть гребешок,

Приходи на мостик,

Расчеши мне хвостик.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
"Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса".

Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.

А у нас есть ложка,

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна!

Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.

Ну и каша!
Так в рот и просится!
Нос и щеки,
Наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.
И мизинчик,
Попробовал малость.
Чуточку съели
Лобик с макушкою,
Остальное ушки,
Докушали!

Овощи мама в кастрюле варила.
Самое вкусное туда положила.
Мясо, яички, картошка, укроп,
Очень хотят попасть к Насте в рот.
Давай-ка не станем их обижать,
И все что в тарелке будем съедать.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Нашу деточку кормите.

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало.

                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                      Приложение № 2                              

       Алгоритм  действий при обучении  умыванию:

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз помыть  водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании  называю  все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии я, придерживаясь последовательности действий, побуждаю ребенка к посильной самостоятельности.

Алгоритм  действий при вытирании полотенцем:

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая  и касаясь его.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия  сопровождаю  оживленным разговором с малышом. А в конце, предлагаю  показать ручки и пальчики зайке, мишке, спрашиваю: "Какие теперь ручки?" Отвечаю: "Сухие, чистые!" Затем читаю потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении  потешки  побуждаю малыша показывать поочередно каждый пальчик.

                       Навыки и умения  при пользовании носовым платком:

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

              Навыки и умения  при пользовании  расческой:

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить  спокойно  относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

  Навыки и умения  при использовании  зеркала:

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

                  Навыки и умения опрятной еды:

  • Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
  • Не крошить хлеб;
  • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • Не разговаривать с полным ртом;
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  • Благодарить;
  • Пользоваться только своим прибором.

              Алгоритм снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  • Расстегнуть пуговицы;
  • Снять платье (брюки);
  • Аккуратно повесить;
  • Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
  • Снять обувь;
  • Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  • Надеть в обратной последовательности.

                                                                                             

                                                                                                         

   

                                                                                                         Приложение № 3

Рекомендации для родителей.

  • Учитывая, что навыки у детей только формируются, старайтесь облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения.
  • Хвалите малыша за все. Пусть он будет уверен в том, что он «самый-самый». Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей.
  • Не бойтесь перехвалить своего ребенка. Если похвала оправдана, она пойдет только на пользу.
  • Не забывайте о возможностях ребенка. Важно - любой, даже маленький труд должен приносить малышу удовлетворение.
  • Прививайте детям навыки самообслуживания с учетом возрастных особенностей.
    Помните:
    -все навыки формируются постепенно;
    -лучший пример для подражания - взрослый;
    - у малыша есть свои вкусы и привычки;
    - в игре обучение проходит легче.
      Избегайте:
    - необоснованного поторапливания  и одергивания детей;

                 - публичного осуждения малыша за неумения;
                - излишнего заигрывания и развлечения во время еды, умывания;
                - затягивания по времени процесса еды, одевания и т.п.


                                                                                               

                                                                                                   Приложение № 4

План работы по формированию навыков самообслуживания детей
                                           1 младшей группы  

Дидактические задачи

Дидактические игры и упражнения, режимные моменты


Учить пить из чашки

Обучение навыкам во время приема пищи.

Д/у «Попьем водичку из чашки»

Учить держать ложку, набирать пищу, доносить до рта, есть аккуратно

Обучение навыкам во время кормления. Наглядный пример.

Учить правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания

Использовать потешки «Чисто умываемся», «Водичка». В течение дня упражнять в правильных действиях во время умывания. Д/и «Умоем куклу»

Учить проситься на горшок

Индивидуальная работа с каждым ребенком

Учить самостоятельно, аккуратно есть любую пищу с хлебом

Кормление в течение дня в режимных моментах. Д/у «Дети обедают» Потешки « на моей тарелочке рыженькая белочка» « А у нас есть ложка…»

Учить самостоятельно снимать шапку, обувь

Во время раздевания после прогулки Д/и «Научим Катю раздеваться» Алгоритм раздевания в картинках. Д/и

«Оденем куклу на прогулку»

Учить частично одеваться (натягивать колготки, надевать туфельки и другую одежду)

В течение дня, в режимных моментах, во время раздевания перед сном.

Учить знать место игрушек, одежды и других вещей

Д/и «Найди свое место». «Куда что положить» « Я шла, шла, и смотрите, что нашла»

Список литературы

  1. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  3. Детство\Под ред. В.И. Логиновой и др. – СПБ.:Акцидент, 2008.
  4. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
  5. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни

Формирование культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье ...