Игровые методы и приёмы как средство воспитания детей дошкольного возраста
статья

Понкратова Любовь Петровна

Как известно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Использование педагогом игровых методов и приемов является целесообразным, так как в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно, а педагог при помощи словесных пояснений направляет внимание детей, упорядочивает и уточняет представления ребёнка о тех или иных предметах и явлениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lya.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

В возрастной периодизации детей Д. Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Игру, как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности.

А. Н. Леонтьев говорил: «Игра  свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».

Л. С. Выготский определял игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок.

С этими утверждениями нельзя не согласится, так как именно в игре дошкольник развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре память, внимание, мышление, речь ребенка обретают произвольность. В игре создается базис для будущей ведущей деятельности – учебной.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность, в том числе воспитывается и навык аккуратности. Дошкольники живут и самовыражаются в играх. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств обучения и воспитания. Поэтому основной формой занятий в дошкольном образовательном учреждении является игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с предметами и с другими детьми. Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе.

Д. Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия. Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным, но не развлекательным. При использовании игрового метода обучения дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, именно поэтому к игре, как к методу обучения, предъявляются следующие требования:

  • создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;
  • включенность каждого участника в игру;
  • предоставление участникам игры возможности самостоятельного

активного действия;

  • игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
  • пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

Не стоит забывать о том, что дошкольник играет не ради получения или закрепления знаний – к игре его побуждают другие мотивы, а именно: желание действовать как взрослый, стремление к общению и к активным действиям. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей, воспитание важнейших качеств личности, таких, к примеру, как аккуратность или опрятность, является сопутствующим процессом, который незаметен для ребенка и происходит непреднамеренно. В игре ребенок овладевает в игрушечном варианте моделью мира и выстраивает свою собственную похожую модель. Ещё А. С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». И с ним нельзя не согласиться – ведь самые верные представления о ребенке, о его развитии в целом можно составить, наблюдая его в естественной стихии игры. У него складываются привычки: сначала это какое-то действие, поступок, а потом повторяющаяся серия действий, поступков приводит к автоматизму, то есть привычке. При этом не стоит забывать о том, что ценные качества могут быть воспитаны у ребёнка и по окончании игры, к примеру, в процессе уборки игрушек: бережное отношение к предметам, аккуратность, трудолюбие, умение проявлять усилие и преодолевать трудности, заканчивать начатое дело.

В отличие от обычных детских игр игровые методы и приемы, используемые педагогом, обладают существенными признаками  четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги таких игр выступают в двойном плане  как игровой и как учебно-познавательный результат. В ходе использования игровых методов и приемов взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности. Он, даёт детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следит за реакцией детей и пытается направить их коммуникации, способствуя адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. При помощи словесных пояснений, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными:

 прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей: оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, в совете по ходу игры или в предложении новой темы игры;

 косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста: свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создает соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и оберегая ее самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату.

Основным достоинством игровых методов является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как навязанная ребенку взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс...

Методы и приёмы повышения мотивации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Метод визуальной поддержки, как способ повышения мотивации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Методы и приёмы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях

В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как г...