Воспитание в детях нравственности, вежливости и доброты.
статья (средняя группа)

Кирилюк Лидия Георгиевна

Воспитание в детях нравственности, вежливости и доброты.

Цели:

 1.воспитывать у детей положительных  качеств характера                                           2.способствовать сплочению коллектива                                                                           3.мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел.

Задачи:                                                                                                                                      1.формировать доброжелательные, дружеские взаимоотношения между детьми          2.воспитывать умение оценивать собственные поступки и поступки окружающих           3.развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях                                                                                                                                4.поощрять стремление ребенка совершать добрые дела                                                             5.сохранять и укреплять здоровье детей, развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект.                                                                                                                                                       В детском саду я провожу различные мероприятия ( беседы, игры, досуги, театральные представления и т.д.) о нравственности, вежливости и доброте на темы: Как правильно приветствовать друг друга?, Как много слов прекрасных - волшебных, добрых слов!, Как правильно вести себя?, Как правильно беседовать?, Давайте дружить! И др. Мы поем песни, читаем стихи, рассказы и сказки, в которых добро побеждает зло.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в детях нравственности, вежливости и доброты.

Цели:

 1.воспитывать у детей положительных  качеств характера                                           2.способствовать сплочению коллектива                                                                           3.мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел.

Задачи:                                                                                                                                      1.формировать доброжелательные, дружеские взаимоотношения между детьми          2.воспитывать умение оценивать собственные поступки и поступки окружающих           3.развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях                                                                                                                                4.поощрять стремление ребенка совершать добрые дела                                                             5.сохранять и укреплять здоровье детей, развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект.                                                                                                                                                       В детском саду я провожу различные мероприятия ( беседы, игры, досуги, театральные представления и т.д.) о нравственности, вежливости и доброте на темы: Как правильно приветствовать друг друга?, Как много слов прекрасных - волшебных, добрых слов!, Как правильно вести себя?, Как правильно беседовать?, Давайте дружить! И др. Мы поем песни, читаем стихи, рассказы и сказки, в которых добро побеждает зло.

Я  предлагаю перечень используемых мной в работе с детьми художественных произведений (сказок, стихотворений, рассказов и др.), которые учат дружить, уступать, любить друг друга, верить что « друг в беде не бросит , лишнего не спросит - вот что значит настоящий, верный друг»:

 Л.Толстой                                                                                                                                                  1.Старик и яблоня                                                                                                                                   2.Лев и мышь                                                                                                                                             3.Отец и сыновья.                                                                                                                                             4.Лгун                                                                                                                                                              В. Бианки                                                                                                                                            1.Первая охота                                                                                                                                     2.Подкидыш                                                                                                                                           3.Как муравьишка домой спешил                                                                                                        М.Пришвин                                                                                                                                               1.Ребята и утята                                                                                                                                     2.Лисичкин хлеб                                                                                                                                         В.Сутеев                                                                                                                                                   1.Палочка-выручалочка                                                                                                                        2.Мешок яблок                                                                                                                                     3.Умелые руки                                                                                                                                              4.Под грибом                                                                                                                                                       М. Зощенко                                                                                                                                     1Показательный ребенок                                                                                                                   В.Маяковский                                                                                                                                                1.Что такое хорошо и что такое плохо                                                                                                       М.Яснов                                                                                                                                                           1.Кто я?                                                                                                                                                            2.Что такое счастье                                                                                                                                       В.Лунин                                                                                                                                                         1.Кто с чем дружит                                                                                                                                      2.Когда я стану взрослым                                                                                                                      В.Берестов                                                                                                                                                     1.За игрой                                                                                                                                              2.Песочница                                                                                                                                            3.Про машину                                                                                                                                   М.Пляцковский                                                                                                                                   1.Настоящий друг                                                                                                                                           Я предлагаю вам одну из проводимых мной бесед, которая называется:» Как много слов прекрасных волшебных  добрых слов!»                                                                                               Есть на свете особенные слова- их называют»вежливыми», а иногда «волшебными». Они помогают людям, делают их жизнь добрее, светлее, человечней. Ведь недаром говорится:Доброе слово слаще мягкого пирога». Вежливые слова, как ключики, открывают сердца людей. Это «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «будьте добры», «будьте любезны»…                       Самое главное «волшебное» слово-это «спасибо». Это слово пришло к нам из глубокой древности и означает «Спаси Бог!»                                                                                                                        Послушайте стихотворение:

                                              Спасибо!

Я «спасибо» говорю,                                                                                                                                        Я за все благодарю:                                                                                                                                          За вкусные оладушки-                                                                                                                              Скажу «спасибо» бабушке,                                                                                                                         Дедушке-за сказку,                                                                                                                                            Мамочке-за ласку,                                                                                                                                     Папочке-за доброту.                                                                                                                                                 Даже нашему коту                                                                                                                                              Я «спасибо» говорю,                                                                                                                                               Я кота благодарю                                                                                                                                         За то, что ловит мышек-                                                                                                                      Пронырливых воришек!                                                                                                                      Послушайте сказку.

                                   Как попугай Таню вежливости учил

Сбылась Танина мечта – папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый – ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками-горошинами.

Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.

Таня мечтала научить попугая говорить.

– Бабушка! Как мне научить Шурика говорить? – спрашивала она.

– Нужно по многу раз, терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.

Но терпения у Танюши было маловато! Девочка всегда куда-то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда.

Прибежит Таня с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит: «Я ужасно есть хочу! Бабушка, подавай обед!»

  • Куда нужно вешать куртки и пальто, когда вы приходите с улицы?

Бабушка грустно качала головой и говорила: «Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!»

«Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!» – ворчала внучка.

Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.

Самыми любимыми словами девочки были: «Дай!», «Хочу!», «Купи!», «Не буду!» и «Отстань!»

  • Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?
  • А какие вежливые слова говорите после того, как поели?

Добрые и вежливые слова «Здравствуйте», «Добрый день», «Приятного аппетита», «Спасибо», «Пожалуйста» Таня говорила очень редко, словно через силу, и только тогда, когда ей об этом напоминали.

Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.

Таня с гордостью показала ребятам своего любимца – Шурика.

– Очень красивый! – восхищались дети, рассматривая попугайчика.

– А говорить он умеет? – спросила маленькая Анечка.

– Пока не умеет, но я его учу, – соврала Таня, – скоро научится!

Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:

– На, Шурик, съешь огурчика!

Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:

– Отстань! Не хочу и не буду! Ребята так и ахнули от неожиданности.

– Говорит! Говорит! – закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:

– Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!

Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.

– Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, – вежливо попросила она.

В ответ попугай весело крикнул: «Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай!» А потом вдруг захныкал: «Купи мне велосипед!»

Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!

– Кто же его таким словам научил? – удивилась Таня.

Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:

– А ты подумай, может быть и догадаешься!

Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.

– Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: «Купи, купи мне велосипед!»

А папа мне ответил: «Почему ты, дочка, всегда требуешь и никогда не попросишь ласково и вежливо, не скажешь слово «пожалуйста». Жаль, что ты себя со стороны не слышишь: голос у тебя капризный, плаксивый и требовательный, а слова – невежливые! Пока ты не научишься с бабушкой, мамой и со мной говорить вежливо и спокойно, велосипед ты не получишь!»

– Ну и не надо! –крикнула в ответ тогда Таня. – Я и без него обойтись могу!

А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.

– Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, – решила Таня и спокойно уснула.

Вопросы

  1. Какие вежливые слова забывала говорить Таня?
  2. Были ли вежливыми любимые Танины слова?
  3. Почему попугай Шурик выучил невежливые слова?
  4. Почему Тане стало стыдно за своего попугая?
  5. Какое «волшебное» слово нужно говорить, когда обращаешься к кому-нибудь с просьбой?
  6. Какое слово нужно сказать, когда благодаришь человека за что-нибудь?
  7. В каких случаях нужно говорить «извините пожалуйста»?

Эта сказка помогает детям понять, что вежливые слова-«здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры» говорите не только друзьям и знакомым, но и своим домашним-маме и папе, бабушке и дедушке, брату и сестре.

А сейчас я предлагаю несколько игр, в которые мы любим играть.

Игра «Комплименты»

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Игра «Здравствуй дружок»

Повернуться к тому, кто стоит справа и назвать его ласково по имени. Сказать, что рад его видеть. А он в свою очередь поворачивается к соседу и делает тоже самое.

Здравствуй, дружочек,                              приветственно помахать сначала одной,

Здравствуй, дружок                                   потом другой рукой

Встанем с тобою мы вместе в кружок.

Здравствуйте, здравствуйте, ручки!         Вытягивают вперёд руки.

Хлоп, хлоп!                                                  Хлопают

Здравствуйте, здравствуйте, ножки!        Выставлять на пятку сначала одну, затем

 Топ, топ!                                                                   другую ногу

Здравствуйте, наши ладошки!                    «тарелочки»

Здравствуйте, наши коленки!                   Гладить колени ладошками

Шлеп-шлёп                                                   шлепать по коленям

Здравствуй, дружочек,                            

Здравствуй, дружок

Здравствуйте круглые щёчки                  Гладят щёки

Пух! Пух!                                                  Ударяют ладонями по щекам

Здравствуйте ноготочки!                         Сжимать пальцы в кулак и разжимать

Стук! Стук!                                               Стучать друг о друга

Здравствуй, весёлый мой носик!            Прикоснуться пальцем к носу

Шмыг, шмыг!                                            Потянуть за нос

Ножки-пружинки, привет!                      Делать «пружинку»

Прыг-прыг!                                               прыгать на месте

Здравствуй, дружочек,

Здравствуй, дружок.

 

Взрослый: В лесу зима, в лесу бело,

                   Вокруг сугробы намело.

                   Как будто белым мехом

                   Леса одеты снегом.

Игра «Тренируем эмоции»

Развить умение понимать эмоции других и выражать собственные.

Попросите ребенка: нахмуриться, как:

—       осенняя туча;

—       рассерженный человек;

—       злая волшебница.

Улыбнуться, как:

—     кот на солнце;

—     само солнце;

—     как Буратино;

—     как хитрая лиса;

—     как радостный ребенок;

—     как будто ты увидел чудо. Позлись, как:

—     ребенок, у которого отняли мороженое;

—     два барана на мосту;

—     как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

—       ребенок, потерявшийся в лесу;

—       заяц, увидевший волка;

—       котенок, на которого лает собака;

Устань, как:

—      папа после работы;

—      человек, поднявший тяжелый груз;

—      муравей, притащивший большую муху.

Отдохни, как:

—      турист, снявший тяжелый рюкзак;

—      ребенок, который много потрудился, но помог маме;

—      как уставший воин после победы.

Наши дети, слушая произведения этих и других замечательных авторов, учатся совершать добрые дела и поступки. Анализируя действия героев мы видим плохое и выражаем свое негативное отношение и стараемся так не поступать.

Доброта украшает наш мир, и чем больше ее, тем красивее и светлее мир вокруг нас!

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "

Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора....

Воспитание у детей нравственно - патриотических чувств посредством музыкальной деятельности.

 Нравственное воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Оно пронизывает многие стороны жизни ребёнка и тесно связано с эстетическим, умственным и физическим ...

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ...

Сценарий отрезка времени по воспитанию у детей нравственных качеств на тему: "Поможем Герде спасти Кая"

Сценарий отрезка времени по воспитанию у детей нравственных качеств на тему: "Поможем Герде спасти Кая" с использованием интегративной формы образовательной деятельности...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю

    Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...

Перспективный план Старшая группа Тема: «Воспитание у детей нравственности, посредством знакомства с экологической культурой»

Перспективный план соответствует требованиям ФГОС, содержит материал предназначенный для детей старшей группы, может быть использован в работе, как целиком, так и фрагментально. В данной разработке пр...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Познакомить с историей создания Санкт -ПетербургаДать представление о людях внесших вклад в развитие нашего городаЗнакомить с культурным наследием нашего городаЗакрепить у детей знания о культуре пове...