Мастер-класс для педагогов «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего возраста через доброту сердца»
консультация


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №14 «Березка»

Мастер-класс для педагогов

«Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего возраста через доброту сердца»

Подготовила:

старший воспитатель      

Колташкова С.Я.

Ханты-Мансийск, 2025 год

Цель:

Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.

Задачи:

  • Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
  • Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
  • Развивать творческую активность участников.

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска, презентация,
  • Буклет пословиц и поговорок о доброте,
  • Буклет цитаты и высказываний известных людей,
  • Коробочки с раздаточным материалом:

( клей-карандаш; шаблоны ребёнка; заготовки лепестков цветка из цветной и серой бумаги; сердечки, сделанные из фольги; шаблон сердца красного цвета и заготовки бабочек.

Для рефлексии - сердечки на палочках красного и серого цвета, Подарок участникам - сердечки золотого цвета)

Перед началом мастер – класса, раздать участникам буклеты и раздаточный материал.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моём мастер – классе «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего

дошкольного возраста через доброту сердца». Прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем, друг друга и немного познакомимся.

Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».

Сложилась удачно ваша судьба

В игрушки играете вечно вы? (да)

Вы педагоги и девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)

Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)

А может нам просто устроить обед?

Заманчиво было бы? Но, скажем мы (нет) Чтоб деткам своим быть подмогой всегда Нам нужно быть в тренде, правильно? (да) Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Нам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда вас прошу мне во всем помогать.

Коллеги, мы встретились сегодня с вами, чтоб поделиться своим опытом.

И рассказать о самом главном, чтобы потом мы могли применить в своей работе. Настала очередь моя, согреть и зажечь ваши сердца.

Тема мастер – класса «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей

старшего дошкольного возраста через доброту сердца», мною выбрана не зря, я думаю, что она главная и важная.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность - в разрушении личности. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В настоящее время, идёт процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Как у многих из вас, у нас также уже с порога, группы начинается работа по духовно- нравственному воспитанию, это уголки:

«Здравствуйте, я пришёл», «Уголок настроения».

В свободное время мы с детьми играем в игры и упражнения:

«Помощь старшему и младшему поколению», «Забота о пернатых друзьях», «Хороший или плохой поступок», «Встреча близких и родных».

Также использую для бесед пословицы и поговорки о доброте.

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционным приёмом по духовно-нравственному воспитанию.

Мы работаем с детьми дошкольного возраста, а каждому возрасту свои возможности. Можно научить ребёнка чтению, письму, английскому языку, танцам, рисованию, а это ли самое главное?

Ответы участников: Нет!

- Конечно, нет

С момента рождения, а некоторые учёные утверждают, что даже раньше, когда ребёнок находится ещё в утробе матери, ему необходимо духовно-нравственное воспитание.

Напрашивается вопрос: КАК?

Ответ: Ребёнок получает духовно-нравственные качества через слушание музыки, через чтение художественной литературы матерью вслух, через семейные праздники, традиции.

Знания остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют душу, внутренний мир ребёнка и влияют на весь организм и дальнейшее его поведение, да и на то, каким в будущем человеком он станет.

И на эту работу нам отведено около четырёх лет, потом будет поздно. Почему? Потому, что в этот период дошкольного детства дети принимают всю информацию, безусловно, поглощая, копируя, запоминая звуки, взгляды, жесты, слова,

эмоции.        Обращение внимания на интерактивную доску

Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто. Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами?

Перед вами коробки с материалом. Возьмите клей-карандаш, шаблон ребёнка и цветные лепестки. Дети – это цветы нашей жизни. Представим с вами, что середина шаблона это и есть сердцевина цветка, приклейте лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества.

(участники, прикрепляют лепестки, со словами:

добрый, честный, любящий, заботливый, трудолюбивый, смелый, ответственный, милосердный, щедрый, самостоятельный).

-Может, кто желает дать объяснение значение этих слов?

Ответы участников:

Добрый – делающий, несущий добро

Честный - искренний, правдивый, прямой

Любящий - испытывающий любовь, исполненный любви

Заботливый - проявляющий заботу, внимание

Трудолюбивый - способный заниматься трудом и работой с удовольствием Смелый - не знающий страха, не боящийся опасностей; отважный, храбрый Ответственный - отвечает за свои действия или их последствия,

несущий ответственность за что-либо.

Милосердный - проявляющий сострадание, жалость, любящий, заботящийся о других, оказывающий помощь нуждающимся.

Щедрый - великодушный, охотно отдающий, делящийся своими благами с другими.

Самостоятельный - существующий отдельно от других, сам собою, независимый. Стремится к самостоятельной жизни.

Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека – СЕРДЦЕ. Приклейте сердцевину цветка с надписью: «Духовно-нравственные качества».

Спасибо, вы хорошо потрудились. Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная. Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.

Возьмите второй шаблон ребёнка и приклейте к сердцевине лепестки белого цвета и саму сердцевину.

Назовём вместе слова, которые получились:

злой, лживый, ненавидящий, безразличный, ленивый, трусливый, безответственный, безжалостный, жадный, пассивный.

Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?

Ответы участников: НЕТ!

Как Вы думаете, какое сердце будет у человека с такими качествами?

Каменное.

Возьмите сердце, сделанное из фольги, представьте, что оно каменное. Какое оно?

Тяжёлое, холодное.

Вот вам сложное задание: представьте, что это ваше сердце, вам надо освободить своё сердце от камней, только сделайте это осторожно, выкладывая камни, подумайте, что выкладываете из своего сердца:

боль, обиды, злость, гнев, страх, зависть, усталость, лень…

Скажите, какое теперь стало ваше сердце?

Пустое, легкое.

Но с таким сердцем жить нельзя, правда?

Возьмите шаблон сердца красного цвета и наполните его духовно-нравственными качествами. Участники наполняют сердца цветами, бабочками

Скажите, теперь какое стало ваше сердце?

Лёгкое, красивое.

А какое чувство у Вас сейчас?

Ответы участников: Любви, доброты, заботы, милосердия

Дорогие коллеги, постараемся, не только сохранить эти ощущения, как можно дольше, но и передать их своим близким и нашим детям, ведь нам с вами дана уникальная возможность повлиять на жизнь наших воспитанников.

Перед вами лежат буклеты с цитатами и высказываниями известных людей о духовно- нравственном воспитании.

Предлагаю несколько прочесть.

«Важнейшая задача образования, это передача грядущим поколениям ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа»

«Можно совершить серьезную ошибку, если образование не дополнить духовно – нравственным воспитанием»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 2009 г.

«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».

Свят. Тихон Задонский.

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек»

Виссарион Григорьевич Белинский

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» Василий Александрович Сухомлинский

«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника. Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность»

Василий Александрович Сухомлинский

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»

Василий Александрович Сухомлинский

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» Константин Дмитриевич Ушинский

Духовно – нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Василий Александрович Сухомлинский

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду»

Уважаемые коллеги, я желаю всем нам, быть для наших воспитанников другом и примером, и тогда наши сердца….(беру сердце золотого цвета) всегда будут добрыми, любящими, золотыми.

Коллеги, если вы считаете мой мастер - класс «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»

был полезным, то покажите красное сердце, а если бесполезным, то серое. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»

Познакомить участников мастер – класса с использования развивающих игр в педагогическом процессе....

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

         Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы с...

Мастер - класс для педагогов "Дидактическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Снегирь из шерсти"

Данное пособие может использоваться для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми....

Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»

Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»...