НОД Знакомство с лентой Мёбиуса
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Красинская Наталья Сергеевна

НОД Знакомство с лентой Мёбиуса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_lintoy_mebiusa.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство лентой Мебиуса»

Тип НОД: интегрированная.

Возрастная группа: комбинированной направленности 7-го года жизни.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая, конструктивная.

Форма реализации детских видов деятельности: беседа, знаковое моделирование, игровые упражнения, интерактивная игра, решение математических задач, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение, сбор информации об изучаемом объекте, физ. минутка, рефлексия.

Цель образовательной деятельности: формирование учебных действий средством познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• закрепить с детьми числовую последовательность от 0 до 10 количественный, порядковый счет, названия цифр;

• формировать умение ориентироваться на плоскости (т.е. в двухмерном пространстве), на листе бумаги в клетку;

• продолжить формировать умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому;

• конкретизировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия: плоскостные геометрические фигуры;

• продолжать учить решать простые арифметические задачи в стихах и воспроизводить их решение с помощью счетных палочек и знаков арифметических действий.

способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях

Развивающие:

• Развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, сенсорные способности, мелкую моторику рук, воображение, словарный запас, самостоятельность, предприимчивость, пространственные представления на плоскости, наглядно-образное мышление, внимание, память, логику.

• Способствовать развитию графических навыков, речи, рефлексивной деятельности, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, коллективно.

• Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.

• Формировать коммуникативные навыки.

• Воспитывать умение учитывать мнение партнера, дружеские взаимоотношения.

Оборудование и материалы: Мольберт, магниты, коробка фокусника с лентами, ленты-мебиуса, маркер, человечек, ножницы, ТСО, мультимедийный проектор, массажный мячик су-джок.

Демонстрационный материал: платочки, «Мешочек фокусника», лента Мебиуса, лента –цилиндр, картинки-знаки, презентация PowerPaint,

Раздаточный материал: счетные палочки, знаки арифметических действий, ленты Мебиуса, карточки с заданием, красные карандаши, набор геометрических фигур, заготовки накидок,

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель:

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

«Доброе утро!» и взрослые и дети.

Ведение в тему:

— Ребята, вы знаете, что такое фокус? (ответы детей, какое-нибудь явление, основанное на искусстве, проворстве)

— Хотите увидеть фокус? (да)

(Воспитатель показывает фокус с исчезновением- появлением платочков)

— А фокусы кто делает? (фокусник)

— А сами вы хотели бы стать фокусниками? (ответы детей)

— Что бы стать фокусник, что для этого надо? Как вы думаете? (ответы детей)

— Какими качествами должен обладать фокусник? (Наблюдательным, внимательным, веселым, умным, интересным, ловким) (По ходу ответов детей воспитатель выкладывает карточки с качествами в хаотичном порядке на мольберт).

— Посмотрите, сколько много качеств вы назвали, выложите карточки по размеру от меньшего, к большему. (дети выкладывают на мольберте карточки по росту)

— С чего надо начать, чтобы стать настоящим фокусником? (ловкие руки)

Основная часть (актуализация опорных знаний).

Задание № 1 «Ловкость рук»

— Ребята, перед вами чудесный мешочек, сейчас каждый из вас достает из него предмет.

— Что это за предмет? (бочонок с цифрой)

— Назовите, какие цифры у вас на бочонке? (дети называют цифры)

— А теперь, каждый из вас, выложит свою цифру на конструкторе цифр. (выкладывают цифру)

— Молодцы ребята!

— Назовите свои цифры. Соня — твоя цифра? И т.д. (перечислили)

— Как вы считаете, справились ли мы с данным заданием, у нас ловкие руки? (да )

Задание №2 «Наблюдательность»

— Ребята, каким следующим качеством, мы должны обладать? (наблюдательностью)

— Давайте для этого присядем за столы и будем тренировать это качество (дети присаживаются за столы).

— Для этого посмотрите внимательно на экран (первый слайл)

—Какие фигуры вы видите? Запомните их. А теперь закройте глаза (второй слайд)

— А теперь проверим, правильно ли вы запомнили.

— Тогда продолжаем дальше.

Задание №3. «Умный»

(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с карточками-качествами)

— Ребята, каким следующим качеством, мы должны обладать? (быть умными)

(Решение задачи на действия сложения и вычитания)

— Молодцы!

— Чтобы обладать этим качеством, мы решим задачи.

— Послушайте внимательно условие задачи, а решение выложите счетными палочками. Необходимые для решения знаки лежат перед вами. (дети самостоятельно решают задачи и выкладывают решение сидя за столом)

— Молодцы!

Задание №4 «Веселый»

— Ребята, следующее качество, которым мы должны обладать – быть веселым. Будем веселиться? (да)

— Ну тогда начинаем!!!

(выполняем физ. минутки по видеоролику «Чударику-самолет»)

Задание № 5 «Одежда фокусника»

(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с карточками)

— Ребята, какая карточка у нас осталась? (одежда фокусника)

— Ой, ребята, мы дошли с вами до самого интересного, так это мы сейчас будем переодеваться? (да)

— А где нам взять одежду? (варианты ответов детей)

— Вспомнила, у каждого настоящего фокусника есть свои заклинания.

— Повторяйте за мной: абра-кадабра-симсалабим, обернись, покружись и одежда появись. (дети оборачиваются вокруг себя и одежда не появляется, тогда воспитатель предлагает произнести заклинание закрытыми глазами – появляется коробка с одеждой)

— Ну а теперь, когда мы обладаем всеми качествами, можно приступать к самому главному – фокусу.

— Вы готовы? (да). Тогда занимаем свои места. (дети присаживаются за столы)

ЛИСТ Мебиуса (знакомство с листом Мебиуса через проблемную ситуацию и исследовательскую деятельность детей и воспитателя)

Объяснение нового материала

— Что у меня в руках? (Дети: полоска, лента)

— Что произойдет если я ее склею? (воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр) (предположения детей: кольцо, цилиндр)

— А теперь на это колечко мы посадим с вами человечка.

— Скажите, если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)

— Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты (1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек не может попасть вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра).

Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя.

— Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр.

— А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что, поинтереснее. Склеим нашу ленту другим образом. (воспитатель склеивает ленту перекручиваю одну сторону и получается лист Мёбиуса)

Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса и спрашивает

— На что это похоже? (варианты ответов детей)

— А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого геометрика Августа Фердинанда Мёбиуса.

— Давайте, поставим на нее тоже нашего человечка и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке (выполняются те же действия, что и с цилиндром).

— Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)

1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек может попасть

— Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? (предположения детей)

Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса)

— Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебийса? (воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса) (ответы детей: у цилиндра — две стороны – внешняя и внутренняя, а у Листа Мебиуса – одна сторона)

— Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? (да)

— Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет (проблемная ситуация)? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса)

— А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.

Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна.

— Ну как вам понравился фокус?(да )

Словарная работа

— Если у него одна сторона, значит он какой? (односторонний)

— А у цилиндра две стороны, значит он какой? (двухсторонний)

— А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. (да)

— Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус: раскрасите любым цветом лист Мебиуса и цилиндр, не переворачивая их, а завтра расскажите мне, что у вас получилось. Договорились? (дети выполняют действия)

(воспитатель достает из коробочки фокусника заготовки листа Мебиуса, цилиндры и раздает детям)

ИТОГ

Рефлексия.

— Итак, ребята, научились мы с вами показывать фокус, стали фокусниками? (да)

— И теперь я хотела бы вручить вам медаль-фокусника, только какую, вы сами выберите.

— Зеленая медаль – вам было интересно, весело и со всеми заданиями вы справились.

— Желтая медаль – вам было не всегда интересно, некоторые задания вызывали у вас затруднения.

— Красная медаль- вам было неинтересно, и у вас ничего не получалось. (дети самостоятельно оценивают свою деятельность и выбирают соответствующую медаль)

— Ребята, спасибо большое за проведенную встречу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселая топология. Лента Мёбиуса»

Конспект  совместной  познавательно-исследовательской  деятельности с  детьми  6-7 лет.Тема: «Веселая топология. Лента Мёбиуса»....

НОД: "Знакомство с лентой Мёбиуса"

Конспект НОД по математическому развитию для детей 7-го года жизни....

Конспект "Волшебная лента Мёбиуса"

Конспект фрагмента занятия для детей подготовительной группы «Волшебная  лента Мёбиуса»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с лентой Мёбиуса» (старший дошкольный возраст)

Тема: «Знакомство   лентой Мебиуса»Тип НОД: интегрированная.Формы организации: фронтальная,  индивидуальная, подгрупповая.Виды деятельности: коммуникативная, позна...

Мастер-класс «Очевидное-невероятное: лента Мёбиуса»

Лист Мёбиуса – один из объектов области математики под названием топология (по – другому «геометрия положения»). Удивительные свойства лист Мёбиуса – он имеет один край, ...

«Игры с лентой Мёбиуса»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Игры с лентой Мёбиуса»...