«Игры с лентой Мёбиуса»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ситникова Анна Андреевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Игры с лентой Мёбиуса»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе

на тему: «Игры с лентой Мёбиуса»

Составила:

воспитатель

Ситникова Анна Андреевна

Шарья, 2021

«Игры с лентой Мёбиуса»

Цель

исследовать поверхности ленты Мёбиуса.

Психолого-педагогические задачи

Обучающие:

  • Упражнять в изготовлении ленты Мёбиуса;
  • Способствовать исследованию свойства ленты Мёбиуса методом сравнения с бумажным кольцом;
  • Формировать умение рассуждать и доказывать на основе самостоятельной практической деятельности.

Развивающие:

  • Развивать пространственное мышление и логику;
  • Продолжить формировать умение доводить начатое до конца;
  • Развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, сенсорные способности, мелкую моторику рук, воображение, словарный запас, самостоятельность, предприимчивость, пространственные представления на плоскости, наглядно-образное мышление, внимание,  память, логику.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение  понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, коллективно.
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.
  • Воспитывать  умение учитывать мнение партнера. дружеские взаимоотношения.

Интегрируемые образовательные области

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие и физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе НООД

Познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации детей

Фронтальная, по подгруппам

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный)

Клип-карты; клей –карандаш, простой карандаш, две полоски белой бумаги шириной 4 см; электронное изображение кота Мотроскина, посылки, бумажная коробка, мешок с разрезной картинкой кота Мотроскина, ножницы, две божьи коровки.

Планируемый результат

Владеют новым знанием о ленте Мёбиуса, а именно одностороннюю поверхность, при разрезании ленты Мёбиуса не получится два кольца, она станет больше.

Предварительная деятельность с воспитанниками

Повторение геометрических фигур (объемные и плоскостные); деятельность с клип-картами, чтение Трое из Простоквашино Э.Н. Успенский.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть - вводная

Цель: включение детей в образовательную ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность

Введение в ситуацию

Создаю благоприятную атмосферу для проведения НООД.

Организую круг приветствия.

Собрались друзья все в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Мы пойдем направо.

А теперь налево.

В центре соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем.

Путешествовать пойдем.

П. Ребята, посмотрите, что у меня есть. Это чудесный мешочек. Сегодня мы снова получили посылку с заданиями, но от кого она, нам предстоит еще только узнать.

(На экране телевизора появляется изображение посылки).

Д/И «Собери картинку».

П. Итак ребята! Кто сегодня подготовил нам задания?

(На экране появляется изображение кота Матроскина).

П. Так-так – так, послушаем, что же он нам пишет.

Здравствуйте ребята!

Я участвую в конкурсе «Ученый кот», но боюсь, что не справлюсь с заданиями. Очень прошу вас помочь мне! Задания уже высланы на электронную почту.

Ваш кот Матроскин.

П. Поможем коту Матроскину выиграть в конкурсе «Ученый кот»?

Дети собираются в круг и повторяют слова приветствия. Выполняют движение по тексту.

Встают в круг.

Показывают двумя руками на себя и на других детей.

Идут по кругу налево, идут по кругу направо.

Сужают круг.

Возвращаются на свои места.

Улыбаются, подмигивают.

Маршируют на месте.

Дети по очереди достают по части общего изображения и на столе собирают разрезную картинку.

Кот Матроскин!

Да!

Похвала и поддержка

2 часть - основная

Цель: формировать у детей представление о ленте Мёбиуса.

Актуализация

П. Проходите ребята за столы. Посмотрите внимательно на доску. А вот и первое задание от кота Мотроскина. Все цифры перепутаны.

Д/И «Посчитай».

Д/И «Назови соседей»

-4

-8

-6

-3

-0

Д/И «Больше, меньше или равно»

П. Сравните следующие числа: 3 и 4, 8 и 6, 3 и 3.

П. Молодцы! Сложно было?

П. С самыми легкими заданиями мы справились. Что же ждет нас дальше?

(На экране появляется изображение ладони. Пришло время пальчиковой гимнастики).

Пальчиковая гимнастика «Кошки»

Раз, два, три, четыре!
В нашем доме кошки жили

Кошки с мячиком играли

Кошки молоко лакали

Кошки коготки точили,

Мышек сереньких ловили

Один ребенок выходит и раставляет все цифры по порядку от 0-10. Считает.

3 и 4

7 и 9

5 и 7

2 и 4

1

Один ребенок работает у доски, остальные самостоятельно выкладывают на столе.

Нет

Дети выполняют движения по тексту

Скользящие удары ладонями друг о друга

Поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую.

Соединяют пальцы рук.  Подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание.

Легко царапают колени.

Хлопок ладошками.

Похвала.

Затруднение в ситуации

П. Ребята пришло время для второго здания. Самого сложного.

(На экране появляется кот Мотроскин со звездочкой).

П. Задание повышенной сложности. Нужно объяснить Мотроскину что такое лента Мёбиуса. Сможем мы это сделать?

П. Конечно мы не сможем объяснить Мотроскину про ленту Мёбиуса, если сами не знаем, что это такое.

П. Что мы можем тогда сделать, чтобы узнать, что такое лента Мёбиуса?

П. Вы совершенно правы. Ребята у каждого из вас на столе лежат две полоски белого цвета и одинакового размера. Клей, простой карандаш, ножницы, фигурки божьих коровок. Как вы думаете, для чего нам это?

П. Давайте сделаем сами ленту Мёбиуса и тогда сможем помочь коту Мотроскину!

Нет, мы не знаем, что это такое.

Спросить у воспитателя, у родителей, в интернете.

Мы сделаем сами ленту.

Но не знаем как.

Поощрение и поддержка

Открытие нового знания

Деятельность с лентой Мёбиуса.

П. Ребята лента Мёбиуса – это математическое развлечение. Это полоска, концы которой перекручены и склеены. Профессор Август Мёбиус сделал свое октрытие очень давно 180 лет назад. Интересно, что ленту Мёбиуса называют символом бесконечности.

Открытие 1. Сделать из полоски бумаги кольцо и ленту Мёбиуса.

П. Возьмите в руки полоску. Она обычная?

Показываю полоску со всех сторон.

П. Какую геометрическую фигуру напоминает?

П. Первую полоску мы склеем в обычное кольцо.

П. Ребята посмотрите, у этого кольца есть две поверхности внутренняя и наружная, а так же два края.

(показываю детям)

П. Убедиться в этом нам помогут божьи коровки Посмотрите шли они шли навстречу друг другу по разным поверхностям, но встретиться так и не могли. Как вы думаете, почему не смогли?

П. А сколько сторон?

П. Возьмите вторую полоску, здесь мы перевернем один край относительно другого и склеем и таким образом получим Ленту Мёбиуса.

П. Лента Мёбиуса имеет лишь одну поверхность и вы сможете это доказать. В этом нам помогут все те же божьи коровки. Посадим одну божью коровку снаружи, а другую с внутренней стороны. Один, два, три, в путь иди!

(Веду героев друг за другом, не отрывая руки).

П. Что случилось?

П. Все верно. Как вы думаете почему божьи коровки встретились?

Открытие 2. Что произойдет при разрезании кольца и ленты Мёбиуса?

П. Ребята, как вы думаете, что получится, если мы разрезании кольца и ленты Мёбиуса по середине (пополам)?.

(Разрезаю кольцо по середине).

П. Что получилось?

П. Верно. Теперь разрежем ленту Мёбиуса по середине. Что у нас получилось?

Открытие 3. Что будет, если провести карандашом линию вдоль листа Мёбиуса?

П. Возьмите карандаш и поставьте его в исходную точку и проведите линию.

П. Что произошло?

П. Какой мы можем сделать вывод?

П. Открою вам один секрет. Если переплести перед собой руки, сложить «одна руку в другую», то у вас получится лист Мёбиуса.

Выходите из-за столов.

Физминутка «Солнце, лента, песок и солдатик».

П. Я буду говорить слово и показывать действие, а вы будете повторять. Только я хитрая. Буду путать вас. А вы не поддавайтесь.

Лента- руки сложить лентой Мёбиуса, солдатик – руки прямо по швам, солнце- руки вверх, песок (горячий) – бег на месте.

Дети рассматривают.

Прямоугольник.

Склеивают в обычное кольцо.

Они шли разными дорогами, по разным сторонам.

Две.

Склеивают концы полоски.

Ведут героев друг за другом, стараясь не отрывать руки

Божьи коровки встретились!

Потому что у ленты Мёбиуса одна поверхность.

Будет два кольца и две ленты Мёбиуса

Разрезают кольцо по середине.

Получилось два кольца.

Разрезают ленту Мёбиуса.

Она стала больше. Та же лента.

Проводят линию.

Вернулись откуда начали.

Лента Мёбиуса – непрерывная линия.

Дети пробуют.

Повторяют соответствующие движения.

Похвала, поддержка и поощрение.

Помощь.

Включение нового знания в систему знаний ребенка.

П. Ребята, а чтобы Мотроскин понял, что такое лента Мёбиуса, предлагаю составить клип-карту. Сколько открытий мы сделали?

П. В первом столбике стоят цифры от 1 до 3. Это наши открытия. Вспомним, какие они?

П. Во второй столбике нарисованы ножницы, клей и карандаш. Вам нужно обвести, что вм потребовалась для открытия.

На экране появляется мордочка кот Мотроскина и слово спасибо!

П. Ребята, кот Мотроскин говорит вам спасибо, а мы будем ждать от него новостей про конкурс «Ученый кот».

Три открытия

1.Лента Мёбиуса имеет одну поверхность.

2.Она непрерывная.

3.Если разрезать, то не получится два кольца.

Дети выполняют задания. Выполненные задания складывают в коробку (посылку), для кота Мотроскина.

Поощрение, поддержка.

3 часть- заключительная

Цель: подведение итогов деятельности.

Осмысление

Собираю детей вокруг себя.

П. Кому мы сегодня помогали?

П. Какие здания мы выполняли?

П. Что вы сегодня узнали интересного?

П. Назовите, какие три открытия мы с вами сделали сегодня?

П. Что вам понравилось, что было сложно?

Предлагаю детям поиграть с лентой Мёбиуса.

Коту Мотроскину.

Считали, клеили полоски, резали.

Лента Мёбиуса. Сделали три открытия.

1.Лента Мёбиуса имеет одну поверхность.

2.Она непрерывная.

3.Если разрезать, то не получится два кольца.  

Похвала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселая топология. Лента Мёбиуса»

Конспект  совместной  познавательно-исследовательской  деятельности с  детьми  6-7 лет.Тема: «Веселая топология. Лента Мёбиуса»....

НОД: "Знакомство с лентой Мёбиуса"

Конспект НОД по математическому развитию для детей 7-го года жизни....

НОД Знакомство с лентой Мёбиуса

НОД Знакомство с лентой Мёбиуса...

Конспект "Волшебная лента Мёбиуса"

Конспект фрагмента занятия для детей подготовительной группы «Волшебная  лента Мёбиуса»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с лентой Мёбиуса» (старший дошкольный возраст)

Тема: «Знакомство   лентой Мебиуса»Тип НОД: интегрированная.Формы организации: фронтальная,  индивидуальная, подгрупповая.Виды деятельности: коммуникативная, позна...

Мастер-класс «Очевидное-невероятное: лента Мёбиуса»

Лист Мёбиуса – один из объектов области математики под названием топология (по – другому «геометрия положения»). Удивительные свойства лист Мёбиуса – он имеет один край, ...