Развитие мелкой моторики детей
статья (младшая группа)

Райчук Елена Владимировна

В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрыта роль развития мелкой моторики в речевом развитии детей. Приведен ряд методов развития мелкой моторики рук. Отмечены результаты использования пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_ruk.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Бытует мнение, что развитие мелкой моторики – это очень важный, но достаточно затратный и монотонный процесс, связанный с отдельными пальчиковыми играми, выполнением графических упражнений на бумаге и игрой с мелкими предметами.

Как факт – современные дети знают мало пальчиковых игр, имеют трудности в овладении письмом и другие проблемы, которые, на первый взгляд, никак не связаны с процессом развития руки, но в действительности являются таковыми.
Практика, а также исследования педагогов и психологов показывают, что пальчиковые игры и упражнения для развития руки имеют огромный потенциал:

  • способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речевых, интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка;
  • являются главными помощниками при адаптации ребенка к школьному обучению;
  • эффективно используются для преодоления трудностей в детско-родительских отношениях;
  • доступны детям с разным уровнем развития и здоровья и дают выраженный оздоровительный эффект;
  • оказывают терапевтическое влияние;
  • удачно применяются в работе с детьми и даже подростками для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков;
  • дают ребенку возможность «прожить» настоящее детство.

Семинар рассчитан на широкий круг специалистов, работающих с детьми: детских психологов, логопедов, дефектологов, воспитателей и методистов дошкольных учреждений, детских развивающих центров, детских домов, педагогов школ и учреждений дополнительного образования, социальных работников, а также заинтересованных родителей.

В результате обучения участники смогут:

  • систематизировать представления о разнообразии методов и подходов к развитию функциональной моторики рук детей;
  • выявлять нарушения функциональной моторики рук в дошкольном и младшем школьном возрасте;
  • проводить классические пальчиковые игры и упражнения, интегрируя их с современными техниками развития функциональности рук ребенка;
  • пополнить свой профессиональный инструментарий новыми коррекционно-развивающими и психотерапевтическими методами и методиками.

I ступень. Пальчиковые игры

В программе:

  • Рука как главный помощник ребенка в познании и исследовании мира.
  • Возрастные особенности развития функциональности рук.
  • Основные правила проведения «пальчиковых» занятий.
  • Пальчиковые игры: русские народные, авторские.
  • Психофизиологические особенности письма. Праворукий и леворукий ребенок: подготовка руки к письму.
  • Диагностика уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников и младших школьников.
  • Знакомство с методическим пособием, творческое освоение игр и упражнений.
  • Индийские мудры – «творческий доктор» для детей и взрослых.
  • Литотерапия. Возможности использования природных камней на «пальчиковых» занятиях. Знакомство с мини-коллекцией камней.
  • Интегративный подход к развитию функциональности рук (арт-терапия, игротерапия, литотерапия). Создание индивидуальных творческих проектов.

II ступень. Игры с песком и водой

В программе:

  • Песок, как инструмент для развития, творчества, отдыха.
  • Игры с песком, тонкая пальчиковая деятельность в песочнице.
  • Технологии работы на песочном световом столе: пальчиками, ладонями, кулаками.
  • Метод "Sand-Art" и пальчиковые игры - инновационный подход для решения развивающих, учебных и коррекционных задач.
  • Интеграция песочной, музыкальной и игровой терапии на занятиях по развитию функциональности рук.
  • «Искусство на кончиках пальцев». Создание индивидуальных творческих проектов на песочном световом столе. Презентации.
  • Акварисование - инновационный метод развития мелкой моторики рук.
  • Знакомство с техникой Эбру. Возможности ее использования в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как средство развития речи»

Учителя – логопеды отмечают, что многие  дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умею...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития на тему: «Овощи».

Конспект занятия учителя - дефектолога по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей средней группы с задержкой психического развития....

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Развитие мелкой моторики детей младшегошкольного возраста как средство развития речи.         Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно уст...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».

laquo;Развитие мелкой моторики    детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Именно с помо...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...