Формирование адекватных навыков физического отпора у младшего дошкольника
методическая разработка (младшая группа)

Смирнова О.М.  Шепель М.В.

 

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНЫХ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКОГО ОТПОРА У МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

 

В среде образовательных учреждений в последнее время одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для родителей дошкольников, является агрессивное поведение по отношению к сверстникам.

Педагоги всё чаще сталкиваются с проявлением негативных эмоций ребёнка: бросание игрушек, обзывания и др., а также с физической агрессией: укусы, толкание, удары и драки. [1]

Отсутствие общих мер педагогов и родителей в выборе адекватных способов реагирования на агрессию – формированию адекватных навыков физического отпора, послужило основанием для исследования.

В исследовании участвовали родители младших дошкольников, посещающих детский сад, в количестве 50 человек в возрасте: 35-40 лет – 5; 30-35 лет – 10; 25-30 лет– 29; 20-25 лет – 6.                                                                                                                                         

Исследование проводилось в ноябре 2016 года в течении двух недель, в ГБДОУ Детский сад № 130 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.

Целью было: выяснить отношение родителей к проблеме формирования адекватных навыков физического отпора у младших дошкольников. Предполагалось получить информацию об отношении родителей к драке: их мнение о том, нужно ли учить ребёнка драться; каким способом ребёнок должен давать отпор физической агрессии; какие меры воздействия родители используют в воспитании ребёнка; замечают ли родители, что их ребёнок выражает агрессию по отношению к другим детям; как родители, которые учат ребёнка давать сдачу, отнесутся к ситуации, когда его ребёнка задели случайно, а он тут же готов дать сдачу.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова О.М.                                                                                                                            Шепель М.В.

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНЫХ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКОГО ОТПОРА У МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

В среде образовательных учреждений в последнее время одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для родителей дошкольников, является агрессивное поведение по отношению к сверстникам.

Педагоги всё чаще сталкиваются с проявлением негативных эмоций ребёнка: бросание игрушек, обзывания и др., а также с физической агрессией: укусы, толкание, удары и драки. [1]

Отсутствие общих мер педагогов и родителей в выборе адекватных способов реагирования на агрессию – формированию адекватных навыков физического отпора, послужило основанием для исследования.

В исследовании участвовали родители младших дошкольников, посещающих детский сад, в количестве 50 человек в возрасте: 35-40 лет – 5; 30-35 лет – 10; 25-30 лет– 29; 20-25 лет – 6.                                                                                                                                        

Исследование проводилось в ноябре 2016 года в течении двух недель, в ГБДОУ Детский сад № 130 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.

Целью было: выяснить отношение родителей к проблеме формирования адекватных навыков физического отпора у младших дошкольников. Предполагалось получить информацию об отношении родителей к драке: их мнение о том, нужно ли учить ребёнка драться; каким способом ребёнок должен давать отпор физической агрессии; какие меры воздействия родители используют в воспитании ребёнка; замечают ли родители, что их ребёнок выражает агрессию по отношению к другим детям; как родители, которые учат ребёнка давать сдачу, отнесутся к ситуации, когда его ребёнка задели случайно, а он тут же готов дать сдачу.

Для проведения исследования была составлена анкета. Родителям предлагалось ответить на 7 вопросов, в пяти из которых предполагалось вписать свой вариант ответа.  

Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Как Вы считаете, драка это:

а) проявление агрессии б) показатель силы   в) защита от обидчика г) свой вариант.

  1. Считаете ли Вы, что нужно учить ребёнка драться?

а) всегда б) иногда в) никогда.

  1. Использует ли Ваш ребёнок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

а) да, часто б) бывает, но в крайних ситуациях в) не знаю о таких ситуациях.

  1. Каким способом, по Вашему мнению, ребёнок должен давать отпор физической агрессии?
  2. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребёнок меняет своё поведение?

а) угрозы физического наказания б) беседы о плохом поведении

в) обещание подарков за хорошее поведение. г) свой вариант.

  1. Считаете ли Вы, что все дети проявляют агрессию, только важно научить ребёнка адекватно выражать её?  Предложите свой вариант.
  2. Вы научили своего ребёнка «давать сдачу» и он отомстил случайно задевшему его ребёнку. Ваши комментарии.

В ходе анкетирования были получены следующие результаты:

На первый вопрос, где предполагалось получить ответ – драка – это проявление агрессии, 20 человек (40%) выбрали данный вариант ответа; 18 человек (36%) выбрали вариант, где драка определяется, как защита от обидчика; 8 человек (16%) определили драку как: проявление агрессии, показатель силы и защита от обидчика, указав три варианта ответа. 4 человека (8%) выбрали два варианта ответа – проявление агрессии и защита от обидчика.

Одна мама, выбрав вариант драка, как проявление агрессии, подписала рядом – нарушение дисциплины.

60% опрошенных (30 человек) считают, что иногда нужно учить ребёнка драться, в основном, в целях защиты. 36% (18человек) выбрали вариант ответа – никогда; 4% (2 человека) считают, что учить ребёнка драться нужно всегда.

   Вариант использования физической силы и оскорблений во время ссоры с другими детьми в крайних ситуациях указали 35 родителей (70%). Не знают о таких ситуациях – 10 человек (20%).  О том, что ребёнок использует физическую силу и оскорбления сознались 5 человек (10%) родителей.

Большинство родителей выбрали как способ отпора физической агрессии – дать сдачу – 25 человек (50%). Договориться с агрессором собираются 10 человек (20%). 8 человек (16%) не знают, как их ребёнок должен действовать в ситуации чужой агрессии. Роль взрослого в решение проблемы отметили 5 родителей (10%). Два родителя (4%) выбрали вариант - держаться подальше от агрессивных детей.

На вопрос о воспитательных мерах по отношению к ребёнку, 3 родителя (6%) отметили только угрозы физического насилия. 28 человек (56%) выбрали вариант – беседы о плохом поведении. Обещание подарков за хорошее поведение – предпочли 3 человека (6%).  Два варианта ответа – угрозы физического наказания и беседы о плохом поведении отметили 5 родителей (10%). Такое же количество родителей используют беседы и обещание подарков. А все три варианта ответа выбрали 6 родителей (12%) – и угрозы, и беседы, и обещания.

На вопрос о том, что все дети проявляют агрессию и важно научить ребёнка адекватным способам её выражения, положительно ответили 70% (35 человек) родителей. Не согласились с этим - 30% (15 человек). Однако, среди способов обучения и выражения агрессии, лишь несколько родителей высказали следующее: одна мама предложила учить ребёнка правильно выражать свои эмоции, другая – просить прощения и прощать самому, третья – занимать активной игрой, четвёртая – показывать пример правильного поведения. Был предложен вариант, что нужно учить ребёнка трансформировать агрессию, а также – посещать спортивные секции.

Среди отрицательных ответов было высказано мнение, что агрессия – крайне недопустимая реакция, и вариант неправильного воспитания.

На седьмой вопрос, предложенный тем родителям, которые хотят, чтобы их ребёнок давал сдачу, предполагалось выяснить их мнение о том, что их ребёнок не всегда понимает, что даёт сдачу «по заслугам».

Были получены следующие ответы: 25 человек (50%) отметили, что не учат ребёнка давать сдачу; 20 человек (40%) предлагают научить отличать ребёнка, когда ударили специально, а когда задели случайно; 3 человека (6 %) – как же тогда защищаться; 2 человека (4%) – это возможно и всякое бывает.

По результатам качественного анализа анкетирования родителей были сделаны следующие выводы:

36% родителей (18 человек), которые считают, что драка – защита от обидчика, выбрали вариант ответа на вопрос: стоит ли учить ребёнка драться – иногда, в случае отпора; и вариант ответа – никогда.

 Родители, которые, считают драку – проявлением агрессии, выбрали в основном вариант – иногда.

В случае выбора нескольких вариантов формулировки драки, основным вариантом был выбор – иногда.  4% (2 человека) считает, что ребёнка нужно учить драться всегда, однако, большинство родителей (60%) считают, что иногда, в качестве обучения навыкам физического отпора.

Большинство родителей отметили, что их ребёнок использует физическую силу и оскорбления во время ссоры с другими детьми в крайних ситуациях. 10% родителей (5 человек), которые часто замечают это, предлагают способ для отпора физической агрессии – давать сдачу. Мамы, которые не знают о таких ситуациях, предлагают для ребёнка способ договориться или держаться подальше от физической агрессии со стороны других детей.

 Воспитательными мерами для большинства родителей являются беседы о плохом поведении. В 5 случаях, где был выбран вариант угрозы физического наказания, отмечен такой способ отпора физической агрессии, как дать сдачу.

 Большинство родителей считают, что агрессию проявляют все дети и важно учить адекватному способу её выражения. Из числа этих родителей были предложены такие способы адекватного выражения агрессии, как: пытаться договориться, выразить агрессию в игре и занять ребёнка в спортивной секции.

Одна опрошенная, которая считает, что ребёнка никогда не нужно учить драться, предлагает пример поведения взрослого и использует такие воспитательные меры как беседы о плохом поведении и обещание подарков.

Вопрос, где давалась ситуация для размышления и хотелось получить комментарии от родителей, которые считают, что ребёнок должен давать сдачу, показал следующее. Большинство родителей из числа сторонников «дать сдачу» считают, что могут объяснить ребёнку, что в данной ситуации этого делать не стоит и ребёнок поймёт. Однако данные, исходя из личного опыта, подвергаются сомнению – это лишь мнение родителей.

В результате проведённого исследования удалось выявить, что большинство родителей считают, что отпор физической агрессии приемлем иногда, в качестве «сдачи». Большинство мам используют беседы с ребёнком как основную воспитательную меру. Часть родителей склонны считать, что если их ребёнок проявил некоторую агрессию по отношению к другому ребёнку, то это неправильно, и он должен извиниться.

Можно отметить, что только 3 мамы из 50 считают, что ребёнка нужно всегда учить драться.

Однако огорчает то, что большинство родителей всё же отмечают, что их ребёнок использует физическую силу и оскорбления во время ссоры с другими детьми, а несколько родителей не знают или не хотят знать о таких способах поведения своего ребёнка.

Есть мамы, которые имеют знания об адекватных способах выражения агрессии и применяют их в своей практике.

Таким образом была намечена работа по формированию адекватных способах выражения агрессии у младших дошкольников, которая проводилась в течении трёх месяцев.

Было намечено два направления: работа с родителями, работа с детьми.

Работа с родителями заключалась в следующем:

  • Проведение родительского собрания: ознакомление с результатами анкетирования и обсуждение данной проблемы.
  • Консультация на тему: «Адекватные способы выражения агрессии у младших дошкольников».
  • Памятка: «Проявление агрессивного поведения у ребенка».
  • Индивидуальные беседы.
  • Предложены игры, направленные на адекватные способы выражения агрессии у детей.

Работа с детьми:

  • Индивидуальные беседы.
  • Проигрывание сказок («Теремок», «Репка»).
  • Игры. («Доброе животное», «Ласковые лапки» И. В. Шевцова, «Рубка дров» К. Фопель, «Работа с гневом», «Обзывалки», «Попроси игрушку», «Два барана» Н.А. Кряжева). [2, 3]

Игры проводились в течении трёх месяцев и были направлены на снятие напряжения и формирование адекватных способов выражения агрессии у младших дошкольников.

В результате проведенной работы воспитателей совместно с родителями были отмечены следующие результаты: дети стали меньше ссориться и обижать друг друга, стали более дружелюбны по отношению к сверстникам и менее агрессивны.

Список источников:

  1. Валявко С.М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд / С.М. Валявко, Ю.Ю. Аксёнова // Специальное образование. – 2015. - № 2. – С.17-28.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 190 с., ил.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперакивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 136 с. ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование позитивных навыков межкультурного общения у старших дошкольников"

Данный проект посвящен организации работы по формированию навыков общения в поликультурной группе дошкольников. Развитие навыков межкультурного общения, как основы толерантности личности, позволяет ко...

Мастер-класс "Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре""

Цель: повышение компетентности педагогов по организации взаимодействия с воспитанниками младшего дошкольного возраста, направленного на формирование навыков ролевого диалога в сюжетно-ролевой игр...

Презентация "Формирование навыков личной безопасности у младших дошкольников согласно ФГОС".

Формирование навыков личной безопасности у младших дошкольников согласно ФГОС....

Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников.

Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников....

Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.  Игры помогают детям понять, какое место они зан...

Формирование первоначальных навыков экологической культуры у младших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы  начинаем проводить со 2-й младшей группы.При наборе группы детей 3-летнего возраста...