Формирование первоначальных навыков экологической культуры у младших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности
статья (младшая группа)

Кормильцева Елена Юрьевна

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы  начинаем проводить со 2-й младшей группы.

При наборе группы детей 3-летнего возраста в начале учебного года первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, – их адаптация к условиям детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для ребенка в большинстве случаев – это стресс.

Одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать, увлечь  ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка? Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kormiltseva_2.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование первоначальных навыков экологической культуры у младших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

«В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Н. Поддьяков

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Короткова Надежда Александровна указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».

Развитие экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста предполагает решение следующих  задач:

  • формирование у детей диалектического мышления, то есть способности видеть  многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • Развитие поисково-познавательной деятельности  детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
  • Развивается речь.
  • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Что такое эксперимент?

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также опыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Структура эксперимента:

Осознание того, что хочешь узнать

Формулирование задач исследования

Продумывание методики эксперимента

Выслушивание инструкций

Прогнозирование результатов

Выполнение работы

Соблюдение правил безопасности

Наблюдение результатов

Фиксирование результатов

Анализ полученных данных

Словесный отчет об увиденном

Формулирование выводов

Место экспериментирования в течение дня:

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

Случайные эксперименты.

Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, в группе или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

Плановые эксперименты

Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом.

Эксперименты как ответ на детские вопросы

Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, воспитатель ее планирует.

В своей работе с детьми мы используем следующие приемы руководства опытами и экспериментами:

1.  Работа руками детей при помощи воспитателя

2.  Совместная работа воспитателя и детей

3.  Помощь воспитателя детям

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы  начинаем проводить со 2-й младшей группы.

При наборе группы детей 3-летнего возраста в начале учебного года первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, – их адаптация к условиям детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для ребенка в большинстве случаев – это стресс.

Одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать, увлечь  ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка? Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.

            Л.Г.Пыжьянова в статье «Как помочь ребенку в период адаптации» отмечала, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее воздействие.

            Выбор игры  в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

           С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.

           Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое  активно нами используется, — опыты. 

           Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей между различными объектами, факторами живой и неживой природы. А эти знания особенно эффективно формируются именно в исследовательской деятельности.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты:

  • «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. 
  • "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
  • «Волшебные тени». Знакомим  с тем, что если светить на предмет, то появится тень.
  • «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода. И др.

В этом возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта, помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей. Например, в опыте по ознакомлению со свойством воды – прозрачная.

Выступая, как партнер, воспитатель выясняет с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняет.

            Затем вместе проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками.

Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

           Затем совместно делаем выводы:

           Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет.

           Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей нами систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы рекомендовали  родителям создать дома уголки экспериментирования.

Для этого постоянно обновляем наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекаем  родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее стали обращаться за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Также родителям были предложены консультации по вопросам успешной адаптации детей к ДОО, используя игры с водой в домашних условиях.

В ходе наблюдений за детьми мы вместе с родителями отметили, что процесс адаптации детей к ДОО проходит стабильно, дети быстро включаются в воспитательно-образовательный процесс, с увлечением играют и с водой и с песком.

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

            Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (бумаге, ткани), о применении их человеком в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и свидетельствуют о необходимости выхода экологического воспитания на ...

«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и  проблемы,  которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

В данной статье говорится о формировании основ экологической  культуры у старших дошкольников в процессе  природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...

" Опыт работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников через проектную деятельность"

Краткое описание опыта работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников  через проектную деятельность"...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...