Формирование первоначальных навыков самоконтроля за произношением у дошкольников
консультация по коррекционной педагогике

Пашнина Ирина Вадимовна

Консультация 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Формирование первоначальных навыков самоконтроля за произношением у дошкольников.

Подготовила:

Пашнина И.В.

учитель-дефектолог

2013г.

У ребенка с нормальным слухом речь развивается при помощи слухового анализатора, взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами. Из-за нарушения слуховой функции  у глухих детей возникают отклонения в формировании и развитии речевой деятельности. Обучение их произношению  осуществляется благодаря компенсаторной деятельности  сохранных анализаторов с использованием остаточного слуха. При этом важное значение имеют навыки осознанного самоконтроля, которые без специального обучения  не формируются. Формирование самоконтроля оказывает влияние на внятность речи, способствует повышению качества устной речи неслышащих дошкольников, их речевому развитию, а, следовательно, и социальной адаптации в общество слышащих.

К началу дошкольного обучения произносительные навыки детей могут быть разными в зависимости от величины остаточного слуха и индивидуальных особенностей ребенка. Если коррекционная работа не проводилась с раннего детства, то у глухих и у большинства детей со значительной тугоухостью голосовые реакции носят непроизвольный характер (плач, крик, отдельные звуки), некоторые дети произносят различные звукосочетания типа кх, па, мамама, бабаба и т.п., не соотнося их с каким-либо значением, эти звуки могут использоваться детьми для привлечения внимания взрослого.

Большинство детей к началу обучения не понимают обращенную к ним  речь, они пытаются выразить свои просьбы и обращения с помощью неотнесенного лепета, естественных жестов и мимики.

Начиная целенаправленную работу по формированию произношения неслышащего дошкольника, следует ясно представлять, что цель этой работы – формирование устной речи как средства общения. Основной смысловой единицей языка является слово. Поэтому работа над различными сторонами произношения проводится постольку, поскольку это необходимо для правильного воспроизведения слова.

В процессе общения дети на основе подражания речи взрослых при постоянном побуждении к устному воспроизведению овладевают словом как ритмико-интонационной структурой. Ребенок может воспроизводить некоторые слова точно(мама, вот, там), часть слов – приближенно, со звуковыми заменами (тата – дядя, тамалот -  самолёт, папа – пока) или усеченно (та – дай, пака – собака, мА или ко – молоко). Некоторые дети воспроизводят один или несколько звуков слова, некоторые – слоговой состав (маМИма – спасибо, папаПЕ – молодец). Это несколько напоминает период физиологического косноязычия  у нормально слышащих малышей. Но слышащий ребенок, благодаря постоянному речевому общению с окружающими, к 5-6 годам полностью овладевает фонетической и ритмической структурой слова, орфоэпическими нормами, а также ритмико-мелодическим оформлением фразы, интонацией. Любой ребенок с нарушенным слухом нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции произносительных навыков.  

В процессе обучения произношению глухих детей большое внимание уделяется формированию у них навыков самоконтроля.

Самоконтроль над произношением определяется как свойство личности человека, заключающееся в умении регулировать свою деятельность, проверять собственные действия, замечать недостатки и ошибки в своем произношении, критически их анализировать, находить пути исправления.

С потерей слуха глухой ребенок лишается основного средства восприятия фонетической структуры речи. В результате потери слуха в коре головного мозга не формируются мерки, к которым бы глухой мог «подладить» свое произношение.

На начальном этапе работы контроль над произношением и коррекция осуществляются на основе сличения зрительных, тактильно-вибрационных, слуховых впечатлений, обусловленных работой речевых органов ребенка, с впечатлениями, связанными с восприятием образцов, которые ему предлагаются для воспроизведения.

Независимо от того, как осуществляется сличение:  на основе непосредственного восприятия образца или с помощью технических средств, решающая роль в контроле над произношением на этом этапе принадлежит слуху педагога, его реакции за произношением ребенка. Эти реакции служат положительным подкреплением ребенком требуемого элемента речи. Ф. Ф. Рау выделяет внешний, опосредованный ухом и реакцией педагога контроль, который представляет собой необходимую ступень для последующего перехода к внутреннему контролю, основанному на сложившихся образах, соответствующих различным элементам речи, на сформировавшемся «акцепторе действия».

Опыт работы показывает, что у многих глухих детей отсутствует  подлинная автоматизация произношения, сформированы лишь нестойкие произносительные навыки: дети говорят правильно только при наличии контроля со стороны педагогов. Если при проверке произношения, а также на специальных индивидуальных занятиях они говорят удовлетворительно, то в свободное от занятий время, когда контроль педагога ослабевает, их произношение часто становится небрежным, они не реализуют свои фонетические возможности.  Можно сделать вывод о том, что отсутствие привычки самостоятельно  контролировать свою речь часто приводит к распаду нестойких произносительных навыков. Следствием этого является «топтание на месте», бесконечная работа над устранением одних и тех же дефектов. Именно поэтому чрезвычайно возрастает значение специальной работы по формированию навыка самоконтроля неслышащих над произношением звуков, по созданию привычки контролировать свою речь.

Нет необходимости доказывать, что применение даже самых искусных приемов обучения произношению на специальных занятиях может оказаться малоэффективным, если отсутствует постоянный контроль над речью детей и попутная ее коррекция во время любых занятий, а также в быту, в процессе общения. Такого рода контроль должен обеспечить внешнюю обратную связь, позволяющую детям на основе поступающего извне положительного и отрицательного подкрепления регулировать работу своего произносительного аппарата.

Базу для формирования произносительных навыков создают сурдопедагоги. Они готовят артикуляционный аппарат к постановке звуков, затем используя различные методы, учат детей произносить звуки, закрепляют их в слогах, словах, предложениях, формируют у детей представление о нормальном темпе речи, словесном и логическом ударении, правилах орфоэпии.

Обратная связь только посредством сохранных анализаторов не достаточна на начальном этапе обучения произношению детей с нарушенным слухом.  Необходим  внешний контроль за произношением со стороны педагога: реакция педагога,  указание на ошибки и способы их устранения, инструктирование.

При помощи педагога дети осваивают опору,  образец действия. На занятиях формирования произношения  реализуется деятельностный подход к формированию произносительной стороны устной речи и самоконтролю над ней. При  обучении приемам самоконтроля используются различные опоры: зеркало, фотографии, профили артикуляции, знаковые символы для формирования «физиологического образа» звука, схемы,  изображение языка при помощи рук,  фонетическая ритмика, компьютерные технологии  (программы «Видимой речи», презентации).  Их применение активизирует процесс восприятия и применения знаний.

Важным средством обучения самоконтролю является использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, а также современных аудиовизуальных средств, позволяющих сформировать зрительно-слуховую основу самоконтроля над различными компонентами произношения. 

Выделяют четыре самоконтроля произношения:

- первый характеризуется отсутствием самоконтроля как механизма сличения;

- второй – наличием всех необходимых компонентов, но недостаточным навыком для его осуществления;

- третий – сформированным, но не достаточно автоматизированным самоконтролем;

- четвертый – сформированными и автоматизированными действиями.

Формирование самоконтроля проходит на всех этапах работы над произношением (подготовительном, постановки звука, его закрепления и автоматизации, дифференциации). Но значение различных анализаторов на разных этапах формирования самоконтроля над произношением изменяется. На начальных этапах используется полимодальный самоконтроль, который опирается на комплексное использование слухо-зрительно-кинестетического, тактильно-вибрационного, двигательного анализаторов. Слухо-кинестетический самоконтроль применяется  на этапе  закрепления.

Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий.

  • Усвоение произносительных умений и навыков на основе полисенсорного восприятия элементов устной речи, сравнение собственного произношения с образцом.
  • Существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля.
  • Знание детьми различных способов самоконтроля, умение их применять.
  • Развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.
  • Соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и в свободное  время)

Детям  дается установка на самоконтроль: «Проверь себя»,  «Говори хорошо».

Благодаря систематической работе по формированию навыков осознанного самоконтроля над произносительной стороной устной речи повышается эффективность коррекционно-педагогического процесса и  у детей с нарушением слуха развивается активная фонетически правильная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию первоначальных навыков у детей подготовительной группы детского сада.

Важно не количество знаний, а качество знаний.Поступление в школу важный и ответственный этап в жизни каждого ребенка. Подготовку к школе лучше начинать заранее. В рекомендациях содержатся ориентиры с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Формирование психологических навыков самоконтроля у дошкольников».

Коррекционно-развивающее занятие на формирование навыков самоконтроля у дошкольников....

Проект в средней группе по формированию первоначальных навыков здорового образа жизни «Фрукты, овощи едим-быть здоровыми хотим!»

Данный проект был разработан и реализован в группе детей среднего возраста, своим содержанием проект объединил несколько образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "...

Проект в подготовительной группе по формированию первоначальных навыков безопасной жизнедеятельности (ОО «Социально-коммуникативное развитие) «Юный пешеход»

Проект разработан и реализован с детьми подготовительного к школе возраста, раскрывает содержание ОО "Социально-коммуникативное развитие" по направлению Безопасность...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДО "Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников"

Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы, а некоторые даже читают. Основной задачей педагога на данном этапе является создание условий для поддержания и стимулирования познавательного интереса и...

Формирование первоначальных навыков экологической культуры у младших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы  начинаем проводить со 2-й младшей группы.При наборе группы детей 3-летнего возраста...