Главные вкладки

    Формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля над произношением через использование ИКТ учителем-дефектологом в условиях новой образовательной среды.
    консультация по коррекционной педагогике

    Пашнина Ирина Вадимовна

    Консультация для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    Формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля над произношением через использование ИКТ учителем-дефектологом в условиях новой образовательной среды.

    Подготовила: Пашнина И.В.

    учитель-дефектолог

    2015

    Общение – одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).

    Создание наиболее эффективных условий формирования личности ученика с нарушением слуха, включение его в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

    Поиск новых путей совершенствования связной речи неслышащих учащихся является весьма актуальным. Овладение связной речью необходимо каждому человеку. Ребенок с недостатками слуха, в силу ограниченного словесного общения, особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний.

    Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить.

    В данной работе  необходимо проводить специальное обучение формам общения, учитывая возрастные особенности учащихся, и сохраняя единые речевые ситуации. Поэтому подбирается единый речевой материал по определенным темам для индивидуальных занятий. Отбираются для каждой темы слова и фразы. Работа над словом и фразой ведется в процессе составления связных высказываний по данной теме. Речевой материал дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо учитывать состояние произношения, уровень развития речи, уровень обучаемости и общее развитие ребенка. Для сильных учеников подбирается речевой материал большего объема и с более сложными речевыми конструкциями. Составляются карты речевого общения, где записывается весь речевой материал по темам: слова, словосочетания, фразы и несколько вариантов диалогов. На занятиях стараться создавать ситуации, способствующие широкой речевой практике.

    При выборе коммуникативных ситуаций учитывается  необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей, содействие их личностному развитию, расширению и обогащению познавательных интересов.

    Виды работ могут быть самые разнообразные: работа с текстами, работа с деформированным текстом, составление планов к тексту, рассказы по плану, работа по картам, ответы на вопросы, речевые игры, изложения, сочинения, работа над диалогами и т.д. Такая работа расширяет кругозор учащихся и помогает им успешнее ориентироваться в социокультурных условиях.
             
    Дети с нарушениями слуха овладевают словесной речью и, в частности, устной её формой только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного анализаторов и широкого применения технических средств (звукоусиливающей аппаратуры, вибраторов, визуальных приборов) и современных информационных технологий (И. Г. Багрова, Л. С. Годин, Т. К. Королевская, Е. П. Кузьмичева, О. Н. Кукушкина и др.). 
             
     В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения глухих учащихся  широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
    Использование ИКТ в образовательном процессе, а в частности на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, обеспечивать мотивацию учащихся к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности на протяжении всего занятия. Кроме того, использование ИКТ хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, позволяя использовать различные упражнения, направленные на развитие психических процессов, навыков самоконтроля над произношением.
             
    Особенности восприятия учащихся с нарушениями слуха требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходи компьютер.
    Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал можно представить в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, компьютерная анимация и другие. Применительно к занятиям по РСВ и ФП возможности этой программы очень велики, и, в первую очередь, позволяют мотивировать детей с нарушениями слуха к выполнению трудных для них видов деятельности, в частности, правильному произношению звуков, воспроизведению ритмико-интонационной структуры.
             
    Применение наглядности на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка с нарушениями слуха.
             
    Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития 
             
    С помощью графического редактора можно создавать различные упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия») памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключение, и т. д.), воображения и других психических процессов.
             
    С помощью этих программ  создаются мультимедийные презентации к занятиям для автоматизации звуков, работы над ритмико-интонационной структурой речи. На каждый изучаемый звук подбираются профили произношения звуков, картинки для закрепления звуков во всех позициях, для дифференциации сходных по артикуляции звуков, речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков.
           
    Использование компьютерных технологий позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности работы по формированию произношения, организации и проведения различных  мероприятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

    ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

    Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

    Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

    Проект «Развитие коммуникативных навыков детей старших дошкольников с ТНР через использование инновационной технологии ТРИЗ»

    Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка с...

    Формирование коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через использования графических символов

    В настоящее время существует различные приёмы и методы развития речевой деятельности детей, одним из которых является метод мнемотехники....

    Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

    АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

    Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора"

    Формирование коммуникативных навыковдетей младшего дошкольного возрастачерез использование детского фольклора...