«Для чего нужен авторитет воспитателю в детском саду?»
статья (средняя группа)

Мельниченко Наталья Викторовна

Актуальность и значимость темы:

К выбору данной темы я подошла неслучайно, так как являюсь молодым специалистом в данной области. Работаю в подготовительной группе, где до этого постоянных воспитателей не было, соответственно на дисциплине это тоже сказывается. Приходится очень часто повышать голос, нервничать, при этом я понимаю, что это не путь решения проблемы. По этой причине я начинаю испытывать психологический дискомфорт в должности воспитателя. В настоящее время для меня это действительно проблема, сделать так, чтобы дети научились меня слышать, слушать, выполнять режимные моменты. В процессе работы я пришла к тому, что для начала мне надо попытаться завоевать авторитет у детей, научиться управлять детским коллективом с помощью определенных методов и способов воздействия на них ну и конечно немало важный фактор - это моё взаимодействие с родителями. Так что же такое авторитет? И для чего он нужен? Как его завоевать? Попробуем сейчас во всём этом разобраться!                                                                                                     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachyotnyy_keys.docx741.44 КБ

Предварительный просмотр:

Представление кейса по теме  

«Для чего нужен авторитет воспитателю в детском саду?»

C:\Users\123\Downloads\img_5710adaabb417.jpg

Автор: Мельниченко Н.В                        воспитатель ГБДОУ №7

Санкт-Петербург, 2018

Актуальность и значимость темы:

К выбору данной темы я подошла неслучайно, так как являюсь молодым специалистом в данной области. Работаю в подготовительной группе, где до этого постоянных воспитателей не было, соответственно на дисциплине это тоже сказывается. Приходится очень часто повышать голос, нервничать, при этом я понимаю, что это не путь решения проблемы. По этой причине я начинаю испытывать психологический дискомфорт в должности воспитателя. В настоящее время для меня это действительно проблема, сделать так, чтобы дети научились меня слышать, слушать, выполнять режимные моменты. В процессе работы я пришла к тому, что для начала мне надо попытаться завоевать авторитет у детей, научиться управлять детским коллективом с помощью определенных методов и способов воздействия на них ну и конечно немало важный фактор - это моё взаимодействие с родителями. Так что же такое авторитет? И для чего он нужен? Как его завоевать? Попробуем сейчас во всём этом разобраться!                                                                                                    

C:\Users\123\Downloads\ris25.png

Что такое педагогический авторитет? На чём он строится?

Педагогическая деятельность-это вид деятельности, на результат которой оказывает характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания дошкольников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Одних воспитателей в саду любят, уважают, прислушиваются, других-нет, или к ним безразличны, а некоторых даже игнорируют. Почему? Причина –наличие авторитета.  В литературе отмечается, что авторитет (от лат. auctoritas -- власть, влияние) -- это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Носитель авторитета оказывает внушающее воздействие и способен направлять мысли, чувства, поступки, действия других людей, не прибегая к принуждению, а уж тем более -- к насилию. Для авторитетного педагога успех дела в известной мере авансируется. В этом феномене, в частности, заложено преимущество воспитывающего воздействия авторитетного педагога на воспитанников и даже коллег. Авторитет-как посуда. Если посуда, изготовлена профессионалами, то является крепкой и надежной, а если это подделка, то она ничего стоящего из себя не представляет. Так и авторитет. Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью профессии воспитателя является то, что, приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей. Успех же педагогической деятельности воспитателя, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и его   поступкам. Рассмотрим основные составные части авторитета, или компоненты авторитета воспитателя-педагога. Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества.

Во-первых, это любовь к детям в данной профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Заслуженный учитель И.О Тихомиров говорит, что в педагогической профессии самым сложным является умение найти путь к детскому сердцу. “Без этого нельзя ни учить, ни воспитывать. Учитель, равнодушно относящийся к ученикам, - нелепость… Не кричите на своих воспитанников, не оскорбляйте их. Щадите детское самолюбие. Ранить его легко, но как глубоки бывают следы этих ран и как тяжелы последствия!” Нельзя не остановиться на вопросе о “ любимых” и “ нелюбимых” детях. Существует точка зрения, что наличие у воспитателя- педагога “любимчиков” в группе снижает его авторитет, якобы к любимым детям воспитатель относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Воспитателю-педагогу нельзя отказать в праве иметь любимых учеников “А раз любишь - ничего не прощай, требуй больше”. Недаром Макаренко А.С. писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одними из основных принципов в работе учителя и воспитателя. Все дело должно состоять в том, чтобы воспитатель в самом плохом ребенке мог найти положительные черты и, опираясь на них, сумел полюбить его и перевоспитать. А это возможно только тогда, когда воспитатель будет хорошо знать своих деток, знать положительные и отрицательные черты характера каждого, в отношении с ними проявлять чуткость, отзывчивость, требовательность и справедливость.

Рассмотрим теперь профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя-воспитателя и его воспитанников!

Из профессиональных особенностей авторитетного воспитателя важное место занимает педагогическое мастерство. И.А. Зязюн под мастерством понимает «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности». Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них. Воспитатель-мастер своего дела обладает наблюдательностью ученого и в понимании душевных переживаний своих воспитанников - знаниями психолога.

Профессионально-психологические качества у   воспитателя-педагога воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.

Педагогическая профессия требует от воспитателя постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Всесторонность интересов и знаний является необходимым условием его успешной воспитательной и общественной работы.

Авторитет педагога-воспитателя также зависит от того, какой стиль общения сложился у учителя с учениками. Стиль общения с детьми многие ученые считают главным критерием при определении профессионального уровня работы воспитателя. Как же вести себя, чтобы вызвать интерес со стороны детей к собственной персоне, заинтересовать, чтобы им захотелось с вами общаться. так и отношение педагога к детям. Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно - образовательной работы в д/с. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создания научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет 3 функции:

1. Первая функция - «открытие» ребенка на общение – призвано создавать комфортные условия на занятиях /в состоянии психологической раскрепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными/. Без реализации этой функции не удается выявить отношения ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

2. Вторая функция - «соучастие» ребенку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».

3. Третья функция - «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положено в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют 3 стиля профессионального общения:

Демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

Авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;

Либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе. Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств /речевых, мимических, пантомимических/. Оно, может быть, как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях она направлена на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям. http://www.maam.ru/detskijsad/stil-obschenija-pedagoga-s-detmi.html

Хочется отметить, что авторитет может быть «мнимым» и «истинным».                           

«Мнимость» авторитета представляется в панибратстве, заигрывании с детьми, их подкупе, их запугивании. Пока педагог дает детям то, что они хотят – они его слушаются, но стоит ему лишь попытаться настоять на чем-то своем, как он теряет «контроль» над ними.

«Истинный» же авторитет – это когда дети выполняют твои просьбы и команды не потому, что это им что-то даст (какую-то выгоду или их не накажут за невыполнение), а потому, что это твои просьбы и команды. Человека, которого они любят и уважают.

Так как же завоевать педагогу истинный авторитет в работе с детьми? Какими качествами он должен обладать и какие черты характера желательно исправить?

Мнения известных педагогов

Мы можем рассмотреть данные вопросы с позиции известных педагогов. Как они считали – что им помогало быть любимым педагогом, добиваться самой высокой результативности своей деятельности.

Хотя Макаренко умер больше 60 лет назад, его имя не сходит со страниц газет и участвует в каждом сегодняшнем споре на педагогические темы.

В отличие от педагогов, которые воспитывают «вообще» и сами не знают, что из их воспитанников выйдет, Макаренко не боялся брать на себя всю ответственность за результаты воспитания.

Он не просто «воспитывал» и даже не «перевоспитывал» – он строил человеческие характеры заново, как выстроил заново свой собственный характер.

Макаренко работал с разными ребятами и всегда добивался успеха.

Антон Семенович писал, что человек (а в особенности педагог) обязан быть счастливым: «… Если ты чувствуешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязанность – никто об этом не должен знать. Найти в себе силы улыбнуться, найти силы презирать несчастье… Найти в себе силы думать о завтрашнем дне, о будущем…»

Интересная деталь — люди тянутся к счастливым. Детей, словно магнитом, притягивает педагог, который успешен в своей жизни, – с ним радостно и легко.

Мнимый авторитет педагога

А. С. Макаренко привел классификацию видов мнимого авторитета:

  • авторитет подавления, основанный на чувстве страха;
  • авторитет расстояния, основанный на отчуждении воспитателя от воспитанников, на строгом соблюдении максимально большей дистанции между ними;
  • авторитет чванства, основанный на подчеркивании своих достоинств и значимости своей личности;
  • авторитет педантизма, построенный на буквальном исполнении требований воспитанниками;
  • авторитет любви, построенный на постоянной апелляции к чувству любви, заигрывании с детьми;
  • авторитет доброты, основанный на снисходительности, нетребовательности;
  • авторитет панибратства, основанный на неумении соблюдать меру между деловыми и личными отношениями, на неумении соблюдать нужную дистанцию;
  • авторитет подкупа («самый страшный вид авторитета»), основанный на стремлении педагога добиться своих целей необоснованными поощрениями, обещаниями и т.д. http://novosvit.pp.ua/avtorytet-pedahoha-kak-eho-zavoevat/.    

Взаимодействие с родителями воспитанников

C:\Users\123\Downloads\261963.jpg

 

На формирование авторитета воспитателя влияют так же родители воспитанников, поэтому так важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать откровенность, разбудить желание поделиться своими мыслями. Завоевав авторитет в глазах родителей, будет легче сделать это у детей. Только совместно с родителями, общими усилиями можно достичь какого-либо успеха!  

Для сотрудничества с родителями нужно использовать разные формы работы:

1.Проведение праздников, досугов, конкурсов вместе с родителями в целях повышения уровня педагогической культуры родителей, так же достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства. Тем самым укрепляются отношения между воспитателем и родителями.

2.Организация дня открытых дверей Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

3. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

4.  Создание клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

5. Родительские собрания в форме круглых столов, дискуссий. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. При помощи таких мероприятий так же происходит сближение педагога и родителей!

6. Нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

7.Проведение различных мастер классов с участием родителей и др.

                 

                    Вывод

Маленький ребенок для полноценного развития нуждается в авторитете. Он живет в мире чувств и постигает законы мироздания на интуитивном уровне. Ориентир для него – взрослый, в первую очередь родители и воспитатель. Малыш еще просто не знает, что нужно делать в ситуациях, недоступных его пониманию. Поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал, что может опереться на взрослого, который принимает за него важные решения. Поэтому необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Основным условием формирования педагогического авторитета является правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.

Итак, важно не только завоевать, но и удержать этот истинный авторитет. Завоевать его можно различными способами, но удержать – только опираясь на свое педагогическое мастерство, творчество, своими личными усилиями.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2.  Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. — М.: Знание, 1988.
  3.  О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия,2002
  4. Авторитет педагога // Рабочий путь.-1988,-2окт.
  5. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  6. Н.Добролюбов О значении авторитетов в воспитании.
  7.  Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Для чего нужен детский сад»

Круглый стол для родителей "Для чего нужен детский сад"...

Презентация детского исследовательского проекта "Для чего нужен сон?"

Презентация детского исследовательского проекта "Для чего нужен сон?", в которой на конкретных примерах, доступных для дошкольного возраста раскрываются аспекты значимости сна в жизни людей....

консультация для родителей "Для чего нужен психолог в детском саду?"

quot;Для чего нужен психолог в Доу" консультация для родителей...

Консультация для родителей " Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?"

Консультация для родителей " Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?"...

Для чего нужен спортивный уголок в детском саду

Презентация "Для чего нужен спортивный уголок в детском саду"...

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2

laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...

Журнал для родителей "Психолог и Я" выпуск № 1 «Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?»

Уважаемые родители! Этот журнал создан специально для Вас. Здесь вы сможете прочитать статьи по развитию ваших детей, надеюсь, что найдёте для себя ценные рекомендации и советы, а также узнаете актуал...