Главные вкладки

    Рабочая программа по театральной деятельности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
    рабочая программа (средняя, старшая группа)

    Ирина Владиславовна Литвинцева

    Рабочая программа по театральной деятельности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_teatru.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по театральной деятельности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    I. Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

    Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

              Работая с детьми с ТНР необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

              И именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах. Театрализованные занятия всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

    Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

    Настоящая программа описывает курс обучения театрализованной деятельностью детей среднего и старшего дошкольного возраста - (дети от 4 до 6 лет). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

    Цель: создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.

    Задачи:

    1. Создать условия для развития творческой активности детей.

    2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

    3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

    4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

    5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

    6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

    7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

    8. Развить у детей интерес к театральной деятельности.

    Программа реализуется через театральные занятия.

    Продолжительность занятия: 20-25 минут средняя; 25-30 минут старшая группа.

    Основные методы реализации данной программы:

    Словесные: беседа, рассказ, чтение художественной литературы;

    Наглядные: просмотр видеофильмов, иллюстраций;

    Практические: игровой метод, метод театрализации, метод эмоциональной драматургии.

    1.2. Планируемые результаты освоения программы

    К концу года ребенок должен уметь:

    • заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;

    • разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств (с характерными героям интонацией, мимикой, жестами);

    • использовать в театрализованных играх образные игрушки;

    • изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.

    К концу года ребенок должен знать:

    • некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.):

    • некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров; резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольной); настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки.

    II. Содержательный раздел

    2.1. Содержание программы

    Программа составлена с учетом реализации связей по образовательным областям.

    1. «Музыка» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

    2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

    3. «Развитие речи» - с детьми ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

    4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

    5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

    6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ, настроения.

    Содержание занятий по театрализованной деятельности включает:

    -упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

    -задания для развития речевой и интонационной выразительности;

    -пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук;

    -упражнения на развитие выразительной мимики;

    -элементы искусства пантомимы; упражнение на развитие пластики;

    -театральные этюды; игры-превращения;

    -просмотр кукольных спектаклей и беседы по содержанию;

    -отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

    -знакомство с текстом сказки для драматизации, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмами, декорациями, мизансценой;

    -подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; игры-драматизации.

    Занятия организуются так, чтобы детям не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Педагог читает текст 2-3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующей самостоятельности. Очень важно обучить детей некоторым способам игровых действий по образцу, который дал педагог. На основе полученных приемов, ребенок способен к элементарному самовыражению. Расширение игрового опыта идет за счет освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. При этом выделяют такую последовательность:

    Средний возраст.

    Игра-имитация отдельных действий человека (в том числе его эмоции, животных и птиц (выглянуло солнышко – дети улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

    Игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать);

    Игра – имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)

    Игра – импровизация под музыку («Веселый дождик»); и т. п.

    Возраст связан с освоением позиции «зритель», умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши сказать спасибо «артистам».

    Дети совершенствуют свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д.

    Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

    Старший возраст.

    Дети старшей группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

    Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

    В старшей группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.

    Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

    - нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

    - знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

    - давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

    - проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

    Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

    2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

    Программа предусматривает возможность развития творческих умений и навыков в театрализованной деятельности. Занятия проводятся со всеми детьми, без какого-либо отбора, один раз в неделю, в регулярно проветренном помещении.

    Процесс обучения должен идти совершенно естественно в соответствии с возрастным развитием детей. Успешность занятий зависит от умения педагога создать комфортные условия, где каждый ребенок почувствовал бы себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе. Таким образом, благоприятная образовательно - развивающая среда будет способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.

    В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о том, что каждый ребенок - это Личность, которая имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. И роль взрослого заключается в помощи раскрыться возможностям и способностям детей.

    Педагог находится в позиции организатора развивающей среды. Он исследователь и наблюдатель, который уважает право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.

    Педагог - это уважительный собеседник в диалоге, старший друг направляющий его в нужное русло, но не навязывающий свои мысли и свою волю. Это консультант, помощник в подготовке монологов и диалогов, отнюдь не критик и контролер, прежде всего человек, поощряющий любые находки - особенно оригинальные, - стимулирующий речевую активность и демонстрирующий тактичное поведение и творческий подход к делу.

    При обучении дошкольников необходимо использовать игровые технологии, формы групповой и индивидуальной работы, методы наблюдения, сравнения, инновационные приемы педагогической техники развивающего и поискового обучения.

    2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

    Практика показывает, что большинству родителей небезразличны успехи их детей. Они стремятся быть в курсе продвижения ребенка в проявлении творческих способностей, и способны оказать поддержку ему и педагогу. Ребенок открывает для себя мир нового, который не ограничивается материалом, предлагаемым на занятиях. Поэтому родители могут обеспечить более широкое знакомство с культурой, литературой, обычаями и традициями. Педагог может предложить родителям советы следующего содержания:

    • интересоваться тем, что нового узнал ребенок на занятии - это необходимо для поддержания интереса к театральному искусству;

    • помогать детям готовиться к занятиям: подбирать картинки, игрушки, наклеивать фотографии, рисовать на заданную тему;

    • обращать внимание на особенности усвоения ребенком нового материала;

    • обращать внимание на особенности памяти и мышления ребенка;

    • контролировать и помогать при выполнении домашних заданий;

    • слушать фонозаписи песен, стихов, рифмовок вместе с ребенком;

    • в случае вынужденных пропусков занятий, обращаться к педагогу и пытаться помочь ребенку наверстать упущенное;

    • принимать посильное участие в подготовке театрализованных мероприятий, например, в изготовлении костюмов для спектаклей;

    • приходить на утренники и праздники в качестве зрителей и участников.

    Взаимоотношения с родителями строятся с учетом индивидуального подхода, доброжелательного стиля общения.

    III. Организационный раздел

    3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

    Проведение занятий, направлено на раскрытие творческих способностей детей. В основном, проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным праздникам, конкурсам, литературно-музыкальным композициям, утренникам (работа над выразительной речью, движениями, создание образа героя).

    В процессе занятий ребята приобретают знания о театральном и музыкальном искусстве; учатся правильно и красиво говорить, читать стихотворные тексты. В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

    В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли, искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

    В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения, как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.

    Оборудование: Диски с видеозаписями, диски с аудиозаписями, кукольный театр, театральные маски, костюмы, музыкальные инструменты, ширма, музыкальный центр, микрофоны.

    3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

    Главным условием для реализации программы является сам педагог. Он выступает в разных качествах: оратор, волшебник, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления, а так же развития способностей и талантов у дошкольников.

    Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности, условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного воспитанника.

    Педагог должен:

    • иметь базовые знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;

    • знать новые детские мультфильмы, игрушки, передачи, книги и использовать это в своей работе при необходимости.

    • Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для воспитанников.

    Для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

    • Уютное эстетическое пространство для занятий (Музыкальный зал, группы)

    • Комплекты раздаточного материала (пальчиковый театр и др.)

    • Библиотеку детских стихотворений, сказок и рассказов.

    • Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).

    • Медиатека по данному направлению деятельности.

    Литература:

    1. Дерягина Л. Б. Играем сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

    2. Дерягина Л. Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

    3. Михеева Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4 – 7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2013.

    4. Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2013.

    5. Рыжова С.Ф. Коррекционо-развивающие технологии в работе с детьми  с нарушением речи. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

    6. Токарева С.И. Коррекция речевых нарушений у детей 5 – 7 лет игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

    7. Ткачева О. В. Сценарии праздников, развлечений и музыкальных занятий для детского сада. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

    8. Тырышкина О.В. Игровые логопедические занятия по мотивам сказок. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012.

    9. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.  – Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

    Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

    Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

    Проектирование коррекционно- развивающей программы для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    На сегодняшний день наиболее актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодейств...

    Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн...