Конспект занятия по развитию речи "Космическое путешествие"
методическая разработка (подготовительная группа)

Саблина Вера Сергеевна

Подготовительная группа. Тема   «Космос». Программное содержание: 1.Уточнение представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе). 2.Развитие интереса к деятельности человека по освоению Космоса  (представление о профессии космонавта, его личностных качествах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_plan.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

«космос»

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Утро

  • Утренняя гимнастика Комплекс 3
  • Беседа «Какими представляли Землю и небеса люди в древности» - рассказать  ребятам о том, какой представляли себе Землю древние греки, египтяне, славяне.
  • Д/и «Звезды на небе» - упражнять детей в умении выкладывать звезды по образцу и по памяти, упражнять в ориентации на листе бумаге, количественном счете в пределах 20.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Космос»

Организационно образовательная деятельность

  1. Развитие речи «ФЦКМ «Звезды и планеты»

Дать элементарные представления о строении солнечной системы, звездах и планетах. Формировать понятия: космос, космическое пространство, звезды, планеты. Обобщить представления о первом полете в космос Ю. А. Гагарина, первой женщине- космонавте В. Терешковой.

  1.  О.Б.Ж «Путешествие на планету Безопасности»

Цель: Развивать  у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности с незнакомыми людьми.

  1. РИСОВАНИЕ По замыслу Закрепить представление о космическом пространстве, учить рисовать космический пейзаж, передавая красоту загадочной планеты. Учить изображать звездное небо с помощью мятой бумаги.
  2. Физическая культура  Занятие 46

Цель: Повторить бег в среднем темпе (продолжительность до 1,5 минуты); развивать точность броска; упражнять в прыжках

Прогулка  №1

  • Наблюдение за высотой стояния Солнца- закреплять знания о влиянии солнечной энергии  на  жизнь растений, животных и человека.
  • Исследовательская деятельность:

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

  • Д/и «Разноцветный светофор»
  • П/и «Солнце и планеты»-  закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.
  • П/и  «Попади в цель»- метание.
  • Инд. раб. с подгруппой ребят - прыжки в длину с места - развивать прыгучесть, силу и глазомер.
  • Труд - подметание асфальтных дорожек (поощрять желание детей поддерживать порядок на территории 

И.р. Прыжки в длину. Цели:  упражнять в прыжках в длину; учить отталкиваться двумя ногами.

Работа перед сном

  • Чтение художественной литературы
  • Леонов А. «Шаги над планетой» - создать спокойную обстановку перед сном
  • Артикуляционная и зрительная гимнастика.

Работа после сна

  • Закаливающие  мероприятия.
  • Чтение художественной литературы. Булычев К. «Тайна третьей Планеты»,
  • Игра-пантомима «Узнай настроение»  развитие коммуникативной сферы, творческих способностей, воображения.
  • Индивидуальная работа по плану логопеда

Прогулка №2

Прогулка 5

Наблюдения за растениями и кустарниками на участке

Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Трудовая деятельность

Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

Подвижные игры «Мое любимое дерево».

Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем. «Извилистая тропинка».

Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с захлестом..

Вечер

  • Игры со строительным материалом «Звездолет" строить конструкцию определенного назначения по рисунку
  • С-р игры: «Строители космодрома», «Космическое путешествие»

Взаимодействие с родителями

Беседа   «Гуляем и  учимся наблюдать изменения в природе»

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Утро

  • Утренняя гимнастика
  • д/и: «Доскажи словечко» - Развивать словарный запас, речевую активность.
  • Д/и  «Что я пропустила?»  Цель: закрепить прямой и обратный счет в пределах 20.
  • Разучить физкультминутку: «Ракета»
  • Формировать у детей навыки самообслуживания, потребность следить за своим внешним видом

Организационно образовательная деятельность

  1. Коррекция речи
  2. Познавательное ФЭМП Занятие №   (Колесникова стр.   ) –

  1. Музыкальная деятельность по плану муз. руководителя
  2. Кружок

Прогулка  №1

Наблюдение за  Наблюдение за капелью. Цель: закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры.

п/и: « Два круга»; «1,2.3 к дереву беги». Закреплять знания о названии деревьев.

Работа по развитию движений.

Прыжки на двух ногах через цветные круги на асфальте

Труд. Сбор веток на участке. Воспитывать желание работать сообща; трудолюбие.

Побуждать детей к игровой деятельности, через обеспечение выносным материалом (маски, платочки, ленточки) для подвижных игр.

Работа перед сном

  • Артикуляционная +пальчиковая гимнастика
  • Чтение отрывка и рассматривание иллюстраций Н.Носова «Незнайка на Луне».  Развивать познавательный интерес.

Работа после сна

  • Игра с мячом: «Летает – не летает». Развивать быстроту реакции.
  • Игровое упражнение: «Скажи наоборот». Цель: закреплять умение детей подбирать антонимы. Расширять словарный запас.
  • Индивидуальная работа по плану логопеда

Прогулка №2

Прогулка 6Наблюдение за таянием снега. Цель: учить устанавливать взаимосвязь в природе.

п/и: «Солнце и планеты», «Кто быстрее прилетит на землю».

Цель: закреплять знания о движении планет вокруг солнца, развивать двигательную активность.

Упражнение на координацию движений

« Полет». -  5,4,3,2,1! Вот мы в космос все летим…

Исследовательская деятельность.

Определить, какие облака на небе.

Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

Обеспечить детей бросовым материалом для рисования или составления простой композиции на асфальте.

Вечер

  • Настольно печатные игры по выбору детей.
  • Чтение стихов», продолжить учить читать выразительно стихи

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям дома, вместе с детьми изготовить из подручных материалов ракету.

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Утро

  • Утренняя гимнастика комплекс 2
  • Пальчиковый театр: «Космическое путешествие». Формировать умение детей играть с фигурками пальчикового театра, развивать мелкую моторику рук, умение управлять фигурками, речь.
  • Повторение считалки: «Звездочет». Развивать речь, память.
  • Игра м/п: « Звезды прыгают, резвятся..». Закреплять правила игры.
  • Предложить пунктирные рисунки ракеты и планеты обвести по контуру. Развивать мелкую моторику.

Организационно образовательная деятельность

  1. Коррекция речи –
  2. Развитие речи.  Тема: «Ракета летит к звездам»

Цель: развивать навыки творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в сюжетном рассказывании. Обучать чёткому и внятному произношению слов, регулированию силы голоса. Развивать память и внимание, творческое рассказывание.

  1. Физическая культура (зал):  Упражнять детей в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с выполнением дополнительного задания, закреплять навык энергичного отталкивания от пола в прыжках, повторить упражнения в бросании мяча, развивая ловкость и глазомер

Прогулка  №1

Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о трясогузке.

п/и: «Птицелов», «Совушка»

Цель: развивать умение детей действовать по сигналу, играть в игру до конца.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Угадай на ощупь», что положили в ладошки (камешек, шишку, ракушку или палочку).

Работа перед сном

  • Артикуляционная +пальчиковая гимнастика.
  • Упражнение на развитие зрительного внимания «Найди пять отличий»
  • Д/и «Собираемся в полет» - Цель: закреплять представления о необходимых вещах в космосе.
  • Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку для исполнения музыкально – ритмической композиции «Я - ракета».

Работа после сна

  • Проведение закаливающих мероприятий.
  • Индивидуальная работа по плану логопеда

Прогулка №2

Прогулка 6

Наблюдение за снегом

Цели:учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе.закреплять знания о взаимосвязях,

 Трудовая деятельность Расчистка дорожек от мусора.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры «Планеты» Цель: развивать умение быстро бегать, увертываться от ловящего.

«Не задень». Цель: учить перепрыгивать через веревку на высоте 15—20 см.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: упражняться в попадании в цель снежком.

Вечер

  • Чтение рассказа А.Митяева «Первый полет».
  • Систематизировать и обобщать знания детей о космосе, познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых в космической отрасли; совершенствовать умение слушать и отвечать на вопросы по содержанию
  • Игра: «Отгадай – ка». Продолжать учить детей отгадывать загадки по теме космос, развивать логическое мышление.
  • Игра – упражнение: «Что лишнее?». (виды транспорта) - Развивать зрительную память.

Взаимодействие с родителями

  • Совместное изготовление поделок по теме «Космический транспорт».

Четверг

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Утро

  • Утренняя гимнастика комплекс 2
  • Отгадывание загадок по теме - развитие мышления, обучение отгадыванию загадок.
  • Беседа о первых животных, побывавших в космосе. Рассказать о том, что 9 августа 1960 года космический аппарат «Спутник-5» вышел на орбиту, совершил 17 витков вокруг Земли и успешно приземлился. Всё это время на борту находились всем известные Белка и Стрелка.

Организационно образовательная деятельность

  1. Коррекция речи
  2. Познавательное ФЭМП ( Колесникова стр. )  Занятие

  1. Музыкальное по плану муз. руководителя

Прогулка  №1

Наблюдение «Проталины в апреле». Цель: Обратить внимание детей на проталины вокруг стволов деревьев. Учить детей видеть связи между различными явлениями природы, развивать логическое мышление.

п/и «Займи пустое место». Развивать ориентировку в пространстве.

Улучшение техники ходьбы по бревну. Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.

Труд. Предложить расчистить снег около песочницы для быстрого таяния. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.

Работа перед сном

  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика
  • Дидактическая игра «Повторяй за мной». - Цель: Учить детей повторять слова, правильно воспроизводя темп, громкость, звучание, ударения. Развивать слух и внимание детям.

Работа после сна

  • Проведение закаливающих мероприятий.
  • Конструирование из бумаги «Ракета». Учить складывать изображение из деталей; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
  • Индивидуальная работа по плану логопеда.

Прогулка №2

Наблюдение за облаками

Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;воспитывать ловкость и выносливость.

Индивидуальная работа Повторение  скороговорки «Во дворе трава, на траве дрова».

Вечер

  • Чтение «Я выхожу в космос» А.Леонов. Учить внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Графические упражнения. «Нарисуй комету по числам». Развивать ориентировку на плоскости, закреплять порядковый счет.
  • Ситуативный разговор «Как сделать, чтобы наша планета стала еще краше и чище?» Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Взаимодействие с родителями

Д.з по заданию логопеда

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Утро

  • Утренняя зарядка
  • Беседа: «Звезды и звездные системы». Рассказать детям о звездах и звездной системе; развивать любознательность, интерес. Развивать кругозор и речь детей.
  • Н/п игра «Путешествие по галактике». Цель: формировать представление о Галактике, планетах Солнечной системы, их особенностях. Воспитывать умение следовать правилам.
  • С/и - инсценировка “Путешествие на чужую планету” Цель: развитие артистических качеств, выразительно проговаривать текст.
  • д/и «Геометрическая мозайка». - Закреплять геометрические фигуры, из которых состоит ракета, комета;

Организационно образовательная деятельность

1.Развитие речи  

2. Аппликация по замыслу Цель: учить детей самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел, используя раннее усвоенные навыки и умения, закреплять разнообразные приемы вырезывания . воспитывать творческую активность, самостоятельность.

3. Физкультурное   Занятие 41 Цель: Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель; повторить упражнения в пол¬зании и на сохранение равновесия при ходьбе по повышенной опоре.

Прогулка  №1

Наблюдение за высотой стояния солнца. Цель: закрепить знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Оздоровительная пробежка на участке. Цель: упражнять детей в непрерывном медленном беге продолжительностью 1,5 мин, развивать двигательные навыки, способствовать формированию здорового образа жизни

Труд.Уборка крупных веток на участке.Цель: воспитывать бережное отношение к природе, закреплять умение трудиться в коллективе.

Работа перед сном

  • Д \и «Подружи словечки» учить составлять предложения.
  • Д\и «Один -много» - закреплять умение образовывать сущ. Мн.ч. Р.п.
  • «Скажи какой? Какая? Какие?» - закреплять умение образовывать прилагательные.

Работа после сна

  • Закаливающие процедуры
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин»,
  • Индивидуальная работа по плану логопеда.

Прогулка №2

«Кругом вода!» Цель: показать детям взаимосвязи в природе.

п/и: «Третий лишний», «Будь ловким» Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, упражнять в прыжках в длину с места.

Игра малой подвижности «Где спрятано».

Цель: ориентировка в окружающей обстановке.

Музыкальная игра: «Мы пойдем налево…». Цель: Учить детей повторять слова, правильно воспроизводя темп, громкость, звучание, ударения. Развивать слух и внимание детям.

Обогащать опытно – экспериментальную деятельность детей, создавая на прогулке обстановку для игр с бумажными корабликами и пробками.

Вечер

  • Развлечение: Викторина "Знатоки космоса". Закреплять знания детей: названия профессий, связанных с космосом. Развивать внимание, активную мыслительную деятельность.
  • Игра «Загадки – отгадки». Развивать умение отгадывать загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций.
  • Д/и «Собери созвездие». Цель: расширять знания об окружающем мире, звёздном небе. Развивать мышление, умение сравнивать, обобщать.

Взаимодействие с родителями

  • Папка передвижка: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Утро

  • Утренняя гимнастика Комплекс 3
  • Ситуативный разговор на тему: «Нужны ли человеку часы?». Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга.
  • Чтение стихотворения «Жила – была старушка». Учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.
  • Игра –экспериментирование «Песочные часы». Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать что можно сделать за минуту.
  • Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото», «Собери предмет из нескольких фигур». Составление целого из частей.

Организационно образовательная деятельность

  1. Развитие речи «Время» день и ночь» закреплять знания о временных понятиях  «день - ночь»; учить различать части суток по приметам и действиям времени;
  2. О.Б.Ж Огонь - друг и враг человека. Много леса – береги, мало леса - не губи, нет леса – посади. Рощи да леса – всему свету краса. Цель: Развивать  у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности.
  3. Рисование «Ночной город» познакомить детей с методом "набрызга", развивать интерес к занятиям по изодеятельности, учить детей замечать цветовой контраст при изображении города.
  4. Физическая культура  Занятие 42 - Повторить игровые упражнения с ходьбой и бегом; упражнять в заданиях с мячом.

Прогулка  №1

Прогулка 4 Наблюдение за легковым транспортом Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению. Трудовая деятельность Коллективный труд на участке по уборке территории. Цели: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах;  учить сочетать силу и быстроту.Подвижные игры «Извилистая тропинка», «Светофор». Цель: учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу. И.р.Прыжки в длину. Цели:  упражнять в прыжках в длину; учить отталкиваться двумя ногами.

Работа перед сном

  • Театр. Сказки «Четыре принцессы»
  • Загадки о временах года.
  • Беседа с детьми на тему: «Какие изменения произошли в природе».
  • Рассматривание сюжетных картинок с изображением весны.
  • Артикуляционная и зрительная гимнастика.

Работа после сна

  • Закаливающие  мероприятия.
  • Малоподвижная игра «Что происходит в разное время суток?».
  • Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
  • Индивидуальная работа по плану логопеда

Прогулка №2

Прогулка 6

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: расширять и углублять знания о растениях,

Подвижные игры «Пингвины с мячом», «Не наступи!».

Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижение вперед с зажатым ногами предметом.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.

Вечер

  • Работа в уголке книги. Цель: расставить красиво книги. Отобрать книги, которым требуется ремонт
  • Д/И «Круги на воде» Цель: для развития творческого воображения, активизация словаря)

Взаимодействие с родителями

Беседа «Готовим руку к письму», «Домашняя игротека»

Рассказать детям, сколько частей в сутках? Назвать их по порядку. Выучить названия дней недели.

Дидактическая игра «Договори предложение»

Я обедаю …..(днём)

Я сплю …..(ночью)

Я играю…..(вечером, днём)

Я ужинаю….(вечером)

Я завтракаю….(утром)

В детский сад иду……(утром)

Все люди спят…….(ночью)

Дидактическая игра «Что потом?»

После ночи наступает утро, после утра день, после дня вечер, после вечера ночь.

Понедельник наступает после воскресения.

Дидактическая игра «Чем отличается?»

Чем ночь отличается от дня?

Вечер от утра?

Утро от дня?

День от вечера?

Сколько дней в неделе?

Назови их по порядку.

А сколько ночей?

Назови выходные дни.

Проговорить с ребёнком:

Что делали вчера?

Что делаем сегодня?

Что будешь делать завтра?

Прочитать ребёнку стихотворение

Неделя

Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-

Работяга, не бездельник.

Он неделю открывает

Всех трудиться заставляет.

ВТОРНИК следует за братом

У него идей богато,

Он за все береться смело

И работа закипела.

Вот и средняя сестрица

Не пристало ей лениться,

А зовут её СРЕДА,

Мастерица хоть куда.

Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,

Он мечтательный чудак

Повернул к концу недели

И тянулся еле еле.

ПЯТНИЦА – сестра сумела

Побытрей закончить закончить дело.

Если делаешь успехи,

Время есть и для потехи.

Предпоследний брат СУББОТА

Не выходит на работу.

Шалопай и озорник

Он работать не привык.

У него другой талант -

Он поэт и музыкант,

Да не столяр и не плотник,

Путешественник, охотник.

В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Очень любит угощение.

Это самый младший брат,

К Вам зайти он будет рад.

Семь их ровно посмотри.

Всех запомнил? Повтори.

С. Михалков

Ход занятия

В группе создаю обстановку «вечернего города»: жалюзи опущены, создаю тени на стенах при помощи настольных ламп, на экране проектора картинка заката, вечернего города (презентация). Дети с большим интересом погружаются в эту загадочную необычную для занятия обстановку.

Можно включить для фона тихую музыку «засыпающего города». Начинаю читать стихи:

«Города»

Есть особая прелесть в ночных городах –

Городах, и великих, и малых. 

Это света квадраты на тёмных домах. 

Это фары машин запоздалых.         

Это блещут брильянты ночных фонарей, 

Отражаясь на шёлке проспекта –

Города! Вы меня покорили своей 

Тайной солнечно-лунного спектра.

-Представьте, что мы с вами гуляем по вечернему осеннему городу. Город медленно погружается в закат, небо озарилось и окрасилось в тёмно-синие, розовые, сиреневые тона. Н улице еще по-осеннему тепло, воздух свежий и пахнет листвой. На мостовых начинают уже тут и там загораться фонари, освещая дорожки. Мимо проносятся машины, подмигивая нам фарами.

Показываю ребятам презентацию красивые пейзажи вечернего и ночного города, чтобы уловить переход, изменения, сравнить; делаю акцент на цветопередаче, форме и размере домов и окон.

- Ребята, дома, деревья в вечернее время хорошо видны? (Видны очертания, силуэты, нечёткие образы)

- Вспомните, как располагаются на рисунки предметы первого и второго плана? (Первый план – крупнее, ближе, второй план – дальше, меньше по размеру.Некоторые дома стоят впереди и частично загораживают дома, находящиеся позади них)

- Ребята, давайте сегодня, и мы побудем художниками-волшебниками и нарисуем красивый вечерний город.

- Что можно нарисовать? Какие цвета мы будем использовать? (использовать тёмные цвета для изображения домов и яркие – жёлтые, оранжевые – для фонарей и окон). Как мы будем изображать пейзаж? Как лучше расположить на листе?

Показ способа изображения: рассматривание схем

Физкультминутка:

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)

Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)

Люблю считать. (шевелят пальчиками)

Площадь – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)

А «Дом торговли» — два,

Три – фонтан-удалец,

Четыре – Ледовый наш дворец.

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там с коньками я дружу.

Семь – конечно, детский сад,

Сюда хожу пять дней подряд.

Восемь – детская площадка,

Здесь качели и лошадка.

Девять – «Фантик» магазин,

Много ярких там витрин

Десять – это школа, дети!

Узнаешь там про все на свете!

Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)

Он, красив, хотя и молод! (хлопки)

Рефлексия

- Что мы сегодня рисовали? Нравится ли вам рисунки? Какие цвета использовали? Какой у вас получился город? Что ты можешь сказать о нём?

Подведение итогов, уборка рабочего места.

Конспект образовательной деятельности  в подготовительной группе на тему  « Время».

Цель: Расширить и обобщить представление о времени.

Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновении часов, их назначении,  видами, закрепить знание о расположении чисел по порядку на циферблате 2. Подвести к пониманию важности  определения времени 3. Выделить с детьми временные промежутки, показать, показать, как одна единица времени при увеличении становиться другой 4. Закрепить умение ориентироваться в частях суток,  днях недели и их последовательности, чередовании месяцев и времен года.

Воспитатель : - « Доброе утро, дети! Все пришли в сад уже или кто-то опаздывает?» Ответ детей.

Воспитатель :-«А как мы узнаем о том, опоздал человек или поторопился прийти? Правильно, нам помогут в этом часы. А как вы думаете, как давным-давно люди определяли время?  какими были самые первые часы, такими же, как у нас на стене?» Подводит детей к столу, где расставлены макеты часов. –« В самых первых часах вместо стрелки люди использовали тень, а тень что создает? Конечно, свет. Источником света было Солнце. Первые часы называли солнечными. (Демонстрация на макете с помощью фонаря) Видите, как движется теневая стрелка – вот так Солнце помогает отследить время. И сейчас можно на улице при помощи тени следить за временем. А всегда ли можно пользоваться такими часами? В хмурый, пасмурный день это сделать трудно, так как нет солнца.

За солнечными часами люди изобрели водяные часы, определять время по которым можно было независимо от погоды. (Демонстрация на макете – два пластиковых стакана, во дне одного отверстие – перетекание воды) В водяных часах время текло, переливалось из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться такими часами?»

 Дети: -« Воду надо было постоянно подливать»

 Воспитатель: -« Правильно, водяные часы требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с водяными существовали еще и песочные часы, устроенные по такому же принципу. ( Показ песочных часов). Песочные часы используются и сейчас. А кто пользуется ими? Врачи, когда греют нам горлышко, требуется знать точное время. А чем не удобны такие часы? Приходиться часто переворачивать часы, даже чаще, чем воду подливать в водяные. Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас». ( Показ часов).  Из чего состоят такие часы? Как называются стрелки на часах?».

Дети собирают пазл «часы» , на циферблатах стрелками указывают обозначенное воспитателем время.

 «А какие еще бывают часы?» (показ картинок) – живые, электронные. « Где они встречаются?» ( стиральная машина, микроволновая печь, компьютер) .

Воспитатель: -«Время течет, пересыпается, бежит, тянется. Когда говорят, что оно бежит? А когда тянется? А еще есть поговорка – делу- время, потехе – час. Что это значит? Вот и нам с вами настало время отдохнуть.

 ( Динамическая пауза « соблюдается совой распорядок часовой..») – «Вот как у совы день проходит. А мы с вами по такому же режиму живем? Когда мы просыпаемся? А что наступает после утра? А затем? Утро, день, вечер, ночь вместе называются…? Правильно, сутки».

Дети с воспитателем подходят к глобусу и при помощи фонаря наблюдают, как происходит чередование дня и ночи, обусловленное вращением земного шара.

Воспитатель :-«Идут день за днем, а они все одинаково называются?».  

Воспитатель читает стихотворение, дети на пальцах считают, про сколько дней недели  в нем говориться.  

В зоопарке крокодил

В гости каждый день ходил.

В понедельник – к мишке,

А во вторник – к мышке.

В среду – к льву, в четверг – к бобру,

В пятницу – к двум кенгуру.

К буйволу ходил в субботу,

В воскресенье – к бегемоту.

А пришел к нему сосед –

Крокодила дома нет.

 

Задачки про дни недели.

 

В понедельник старый крот

 Начал рыть подземный ход.

От сарая и до пня

Он копал почти три дня.

Так в какой же день недели

Он достиг конечной цели? (среда)

В воскресение Антон

Выпел залпом чай со льдом.

А потом шесть дней жалел,

Что ангиной заболел.

Так в какой же день опять

Смог Антон пойти пойти гулять? (воскресение)

 

Воспитатель :-«А дни подружились и получилась неделя» . Дидактическая игра «Назови соседей».

 Воспитатель :-« Разбились недели на группы и получились месяца. Сколько их в году?».

На плакате «времена года» дети раскладывают названия месяцев, поочередно вынимая таблички с названиями из коробочки.

Воспитатель:- «Вот мы сегодня узнали с вами, какие часы бывают, вспомнили время суток, дни недели, месяца, разобрались, из-за чего наступает ночь. А главный вопрос у нас впереди. А для чего же нам все-таки нужны часы, нужно знать , какой день недели,  и вообще, для чего нам время надо знать и уметь его определять? Есть история одна:  У пилота самолета не было часов, ждал он пассажиров, ждал, ждал, надоело ему сидеть на месте, решил он пройтись до парка, погулять. Ушел, а это время пришли пассажиры, которые тоже за временем не следили, не нашли пилота, стали ждать, и  тоже отчаявшись,  ушли в магазин. Вернулся пилот с прогулки – так никого и нет. И улетел один. Вот такая история. А из-за чего так получилось? А нам  с вами  для чего надо за временем следить?»

 Ответы детей.

 Воспитатель: « Будем мы с вами с временем дружить, чтобы успевать делать великие и добрые дела? Так на последок, чтобы мы запомнили сегодня наш день ярким и увлекательным, найдем и отметим его на календаре нашей группы» .

Отмечаем день ( год, месяц, день недели, число).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Умных игр"

Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,продолжать учить разгадывать загадки,развивать логич...

Конспект занятия по развитию речи " Путешествие Колобка"

Занятие   построенно на интеграции образовательных областей и  имеет ярко выраженный игровой  и развивающий характер . деятельности....

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие с капелькой»

1. Создать целостность представления о воде, как о природном явлении.2. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная).3. Воспитывать бережное отношение к воде.4. Дат...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну умных игр»

Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,продолжать учить разгадывать загадки,развивать логич...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»

Составила: воспитатель Абдуллина Гузель Инкаровна\r\n «МБДОУ № 22 «Радуга» г. Лениногорск, Республика ТатарстанЦель: Составление описательного рассказа по сюжетам русской народной сказки «Заяц -...

План-конспект занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Обобщение знаний детей русских народных и авторских сказок и составление сказки конфликтного характера...