"Нравственность сквозь призму семейных ценностей" Статья
статья

Оксана Павловна Зуева

Как писал В. А. Невский: "Семейные чтения - это специфическая форма общения родителей и ребенка. Она основана на их совместной познавательной деятельности в часы досуга, что дополнительно мотивирует ее".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost_skvoz_prizmu_semeynyh_tsennostey.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственность сквозь призму семейных ценностей

Как писал В. А. Невский: "Семейные чтения - это специфическая форма общения родителей и ребенка. Она основана на их совместной познавательной деятельности в часы досуга, что дополнительно мотивирует ее".

Почти все родители читают дошкольникам произведения детской литературы, сказки, стихи, потешки. Но практически всегда, прочитанное, не становится предметом серьёзного обсуждения между родителем и ребенком. А когда дети начинают читать сами, родители и вовсе отстраняются: "Ты теперь большой и должен читать сам!" Ну а потом только разводят руками, видя безразличие ребенка к книге: "Что делать, не читают сейчас дети".

Мы понимаем, что без чтения художественной литературы невозможно стать всесторонне развитым, интересным, образованным человеком.

Главная цель чтения в семье - формирование мировоззренческой культуры ребенка, его идеалов, убеждений и взглядов. Ведущим средством достижения этой цели является развитие у ребенка способности мыслить самостоятельно, то есть оценивать жизненные явления.  Они отражены в литературе, на уровне заключенных в них идей.

Идеи определяют "качество "человека - степень его уникальности, неповторимости, обоснованность притязаний на высшее для человека "звание" - Личность. Поэтому в содержании общения родителей с ребёнком доминирующее место занимает проблема нравственности. Она является предметом их диалога между собой и автором.

Через усвоение категорий и понятий нравственности, их актуализацию, то есть применение к обстоятельствам жизни - личной и окружающей среды, ребёнок приходит к тому, что его собственные ценностные ориентации и поведенческие установки - а, следовательно, и жизненная позиция всегда окрашена идеалами нравственности. Нравственности общечеловеческой, поскольку никакой иной нравственности нет - как для любого народа, нации, так и для отдельного человека.

Для ребёнка в процессе семейного чтения важно научиться самостоятельно выявлять нравственные идеи и определять их в доступной для его мышления форме.

Восприятие нравственного потенциала, а через него и усвоение нравственной идеи произведения литературы - это определяющий признак семейного чтения. В этом состоит главное преимущество в их отличии от всех видов познавательной деятельности, источником которой является литература. Вот почему с теоретической точки зрения объектом анализа в произведениях литературы является не сюжет, образ, поступок, а именно нравственная идея! Она имеет неоспоримые преимущества перед всеми другими идеями, которые могут быть в произведении: моральные, исторические, социальные, философские, эстетические, религиозные.

А вместе с ребенком постигает мир книги и взрослый. Ведь невозможно просто прочитать книгу, всегда появляются вопросы, и возникает потребность в мудром, добром взрослом рядом.

В. А. Невский предлагает родителям читать с детьми произведения и потом обязательно поговорить о прочитанном. Детям необходимы эти минуты духовного и душевного общения с самыми близкими людьми! Рождается духовная нить, которая будет связывать их всю жизнь. А диалог этот основан на очень важном в жизни - на книге. Дети приобщаются к чтению. И даже когда станут взрослыми, однажды придут и скажут: "Мама, давай почитаем вместе!" Разве это не духовный подвиг родителей? В наше стремительно летящее время, когда приходится постоянно работать, бежать, суетиться, мамы ищут в библиотеке нужную книгу, чтобы прочитать ее ребенку, находят время, чтобы выучить с ним стихотворение.

Как приятно слышать, когда ребенок рассказывает: "Я очень люблю, когда мы с мамой вечером читаем наши любимые книжки".

Детям, которым помогли приобщиться к миру книги мамы, папы, бабушки и дедушки, те, которые в детстве вместе с своими близкими смеялись, плакали, сопереживали, удивлялись после совместного чтения, будут понимать то, что не написано.

Для того, чтобы помочь родителям понять, какую художественную литературу читать вместе с детьми дома, мы собрали в группе небольшую библиотечку. Это произведения, после прочтения которых, возможен серьезный разговор о добре и зле, жизни и смерти, о дружбе и любви, о милосердии, сострадании.

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитии в детях способности к самореализации, умению служить людями и быть счастливыми в этом служении.

Книга А. Лопатиной и М. Скребцовой "Начала мудрости" - 50 уроков о добрых качествах с беседами о мудрости, любви и доброте, она для педагогов и родителей, считающих обучение нравственности основой любой системы воспитания и образования. Целенаправленные и последовательные занятия могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму доверительного, дружеского разговора, цель которого не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития счастливой жизни человека.

Проводимые «уроки» состоят из игр, бесед, сказок, творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы. Особое внимание уделяется подбору сказок, так как сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребёнка. В книге собраны сказки, которые ненавязчиво и естественно учат ребёнка добродетелям. Пословицы, игры и задания, сопровождающие сказки, направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, рисовать, ставить спектакли, работать в группах.

Книга «Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых» этих же авторов, состоит из 32 разработанных уроков, в которые включены игры, задания, сказки и беседы. Все уроки составлены таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей. Для этого предлагаются интервью с родителями, рисунки, совместные праздники, письма благодарности, адресованные взрослым. С развитием нравственных взаимоотношений в семье, большое внимание в книге уделяется творческому развитию личности ребёнка, формированию способности к восприятию добра, красоты окружающего мира.

Так же очень интересны книги «Философия для детей» (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию детей в семье и школе М. А. Андриянова, «О самом главном» психологические сказки для детей А. Лопатиной, М. Скребцовой.

Предлагая родителям для совместного чтения с детьми эти и многие другие книги, мы пытаемся возродить семейные чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Духовно – нравственное воспитание и семейные ценности в психолого-педагогических воззрениях святителя Феофана Затворника".

Выступление на педсовете на тему: "Духовно - нравственное воспитание и семейные ценности в психолого - педагогических воззрениях святителя  Феофана Затворника". Этот материал будет интересен не только...

Роль детского сада в воспитании нравственных ценностей и семейных традиций

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А. С. Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручаться за то, что семья воспитыв...

Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)

•       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных      обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....

Особенности развития ребенка в 2-3 года. Часть 2. "Сквозь призму "Что? Где? Когда?""

Особенности развития ребенка в 2-3 года. Часть 2. Период с 2 до 3 лет - настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответ...