Главные вкладки

    «Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Немалую роль в становлении личности ребенка играет речь. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и так далее. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx25.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение развитие ребенка – детский сад № 43 «Эрудит»

    Представление опыта работы по самообразованию

    Тема: «Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

    Провел:

    воспитатель МБДОУ ЦРР

    детского сада № 43 «Эрудит»  

    Пожидаева И. Н.

    г. Ставрополь, 2018

    Тема: Дидактические игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель: расширить педагогические знания по использованию дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Изучить методическую литературу по теме самообразования.
    2. Изготовить пособия и систему работы по ним.
    3. Создать картотеку игр и упражнений.
    4. Обогатить предметно - развивающую среду группы.
    5. Приготовить буклеты, консультации для родителей.
    6. Информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.

    Немалую роль в становлении личности ребенка играет речь. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и так далее. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

    Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

    Для развития речи ребенка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним. Разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские книги - стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

    Стараюсь почаще играть с детьми и во все занятия и режимные моменты, включать дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.

    Используя игры на занятиях и в режимных моментах, тем самым обеспечиваю снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, провожу занятия в игровой форме, то есть играя - обучаю. Не навязываю, а предлагаю самим выбирать во что они хотят поиграть.

    Разрешаю свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой. Все это находится в нашей группе в свободном доступе в уголке ИЗО.

    Поощряю игры с другими детьми. Советую родителям по возможности чаще водить детей в интересные для них места: лес, музей, театр, цирк.

    Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

    Проводила беседы с детьми о домашних и диких животных и их детенышах, о материале объектов, о жилище животных и их питании, о деревьях и внешнем виде листьев и о многом другом. Также индивидуальные беседы с детьми, испытывающие трудности. Включала использование этих игр в занятия.

    Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

    Полноценную учебную деятельность можно сформировать лишь на основе игровой. Сущность дидактической игры в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, и сами находят решения. Это повышает их умственную активность. Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре.

    Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

    Главное назначение игр – развитие ребенка. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

    Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии в дальнейшем создаёт серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

    Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

    Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включаю множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр.

    Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

    - побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

    - способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

    - совершенствовать разговорную речь;

    - обогащать словарь;

    - формировать грамматический строй речи и т.д.

    Дети старшего дошкольного возраста должны уметь:

    • самостоятельно объяснять правила игры;
    • оценивать ответы;
    • высказывание сверстников;
    • употреблять в речи сложные предложения;
    • при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
    • самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок;
    • сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок;
    • пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки;
    • определять место звука в слове;
    • подбирать к существительным несколько прилагательных;
    • к данным словам - антонимы.

    Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление.

    Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

    Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные качества и чувства, формируются этические представления. Помогают овладеть всем богатством родного языка.

    Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребенок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь.

    Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе.

    Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Для решения задач, поставленных в начале года, были разработаны и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в течение года.

    Цель работы заключалась в формировании и развитии речи с помощью дидактических игр.

    Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.

    Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

    В начале учебного года составила план работы по теме самообразования, поставила перед собой цели и задачи. Начала с изучения метод литературы и опыта других педагогов.

    Ответ на данный вопрос нашла в методической литературе, таких авторов, как: Т. В Александровой. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников», Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения», В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми», О. С. Ушаковой «Речевые игры и упражнения для дошкольников», О.С. Ушакова «Придумай слово», О.С. Ушакова «Диагностика речевого развития», А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду»., Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста», С.Н. Цейтлин «Язык и ребенок: лингвистика детской речи»

    Опиралась на пособие Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», где представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.

    В речевом развитии детей, как и в познавательном, особую роль играет семейное воспитание. Поэтому при взаимодействии с родителями внимание их было обращено на проблему развития речи следующим образом:

    Были подготовлены консультации для родителей на темы: «Использование дидактических игр при развитии речи», «Речевое развитие на 7 году жизни», «Дидактические игры в развитии речи детей», «Учите детей правильно произносить и различать звуки»

    Консультация для воспитателей: «Методика обучения детей рассказывать по картинке»

    Давались индивидуальные рекомендации и проводились беседы с родителями, которые в этом нуждались, отвечали на вопросы по теме самообразования.

    Было проведено анкетирование родителей,  целю, которой было лучше узнать их. Изготовлены буклеты для родителей: «Развитие речи с помощью дидактических игр», «Советы родителям по развитию речи детей дошкольников»

    Проведен семинар – практикум «Развитие речи с помощью дидактических игр», благодаря которому повысилась педагогическая компетентность родителей по данному вопросу.

    Творческое сотрудничество по теме самообразования проводилось не только с родителями, но и коллегами.

    В течение года была изготовлена картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи.

    Подбор картинок к таким играм, как: «Наоборот», «Назови детеныша», «Кто где живет», «Один – много», «Что из чего сделано», «Что для чего», «С какого дерева лист». Использовала опыт педагогов в интернете.

    В центре познания подобраны настольно – печатные игры по развитию речи и обучению грамоте. Так же были изготовлены с помощью родителей такие игры, как: «Чей хвост», «Найди отличия», «Предметы и контуры», «Варим суп. Что нужно?», «Чьи следы?», «Школьные принадлежности», «Что будет?», «Изучаем предлоги», «Живое – неживое», «Одним словом», «Логические цепочки», «Домашние животные и птицы», «Кто что ест», «Перелетные птицы», «Вершки – корешки», «Птицы полей», «Кто как передвигается», «Большой – средний – маленький». «Четвертый лишний», «Собери портфель», «Глаголы». «Как растет цветок», «Моя семья», «Свистящие в предложении», «Поможем кукле Кате», «Жил – был звук», «Природные явления», «Антонимы», «Синонимы».

    Узнала о пособии «Кольца Луллия». Думаю, что обязательно изучу и изготовлю в дальнейшем для работы с детьми.

    Вывод.

    В результате проделанной работы за 18-19 учебный год повысила свой профессиональный уровень по данной теме. Обогатила с помощью родителей развивающую среду дидактическими играми.

    Повысила у детей познавательный интерес, они с удовольствием играют в эти игры, у них формируются навыки образования прилагательных, существительных с помощью суффиксов, допускают меньше ошибок при употреблении существительных.

    В общении друг с другом чаще стали употреблять в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.). 

    Дети научились сами анализировать, сравнивать, делать выводы и открытия и отражать в своей речи свои собственные мысли. Абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Нужно сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.

    Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.

    Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

    Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми.

    Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада /. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
    2. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с., ил.
    3. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа 1997 №2
    4. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, Москва "Просвещение" 1987г.
    5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). – М., 1987.
    6. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. № 3 – 4, стр. 4.
    7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
    8. Т. В Александровой. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников»,
    9. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения»,
    10. В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми»,
    11. О. С. Ушаковой «Речевые игры и упражнения для дошкольников»,
    12. О.С. Ушакова «Придумай слово»
    13. О.С. Ушакова «Диагностика речевого развития»
    14. А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду».
    15. Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

    Дидактические игры по развитию речи  для старшего дошкольного возраста. Все игры разбиты на этапы, граммотно составлены и апробированы....

    Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям, работающим со старшими дошкольниками....

    «ГРАМОТЕЙ – КА» Дидактическая игра по развитию речи в старшем дошкольном возрасте.

    Целью представленного является обучение грамоте старших дошкольников в процессе дидактической игры....

    Статья "Музыкально-дидактические игры для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста"

    В статье описывается организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками...

    Памятка для воспитателей «Дидактическая игра в развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст - возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением,  формирования связной речи. Не вмешательство в этот процесс может повлечь отставания в развит...

    Презентация «Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

    Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...

    Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

    Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...