Конспект НОД в старшей группе «Путешествие к белорусским друзьям»
план-конспект занятия (старшая группа)

Любомирская Светлана Николаевна

Знакомство детей с символикой государства Беларусь, с культурой, традициями и бытом Белорусского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_belorussii_dlya_o_v_.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

«Путешествие к белорусским друзьям»

Задачи:

  1. Закреплять знания детей  о  Белоруссии ее символике: флаг, герб (символика цвета, значение символов);  и о  столице - городе Минск.

          2. Расширять знания  детей о некоторых   традициях, обычаях,

национальной одежде.

3. Познакомить с убранством белорусской хаты.

4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

Материалы и оборудование: куклы одетые в русский и белорусский национальные костюмы, «Ворота времени», иллюстрации о Белоруссии, макет «Белорусская хата», мини-музей «Белорусская сторонка».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети к нам на  занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями из детского сада….  И поприветствуем гостей из прошлого. В наш детский сад прибыли через «Ворота времени» жители древней Руси: куклы Маня и Ваня. (Приветствуем  кукол)

Давайте рассмотрим их.

- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

- А во что одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Ребята, Маня и Ваня хотят пригласить нас  в гости к своим друзьям Олесе и Юрасю, которые живут в Республике Беларусь.

 Отправимся мы туда через  «Ворота времени».

2. Основная часть.

Появляются куклы Олеся и Юрась.

Одна из славянских традиции встречать гостей с хлебом-солью. Вот  Олеся и Юрась нас встречают по традиции с хлебом-солью.

Ребята, Олеся и Юрась предлагают нам  рассмотреть  макет «Белорусский дворик».

Воспитатель:  Дом строился из бревен: сосны, ели. Крышу делали из соломы, камыша, черепицы,  а  позднее из  железа.  

А  теперь давайте заглянем вовнутрь дома.

  1. В правом или левом углу от входной двери стояла печь. Напротив ставилась  лавка с деревянными ведрами для воды.   иллюстрации

  1. Угол с иконами в доме назывался красным углом. В этом же углу ставились стол с лавками. иллюстрации
  2. Шкафов в доме  не было, вещи хранили в сундуках, а посуду на деревянных полках. иллюстрации
  3. Кроватей в доме не было, строился настил из досок, который назывался полатями. Так же спали на печи, а летом на сеновале. иллюстрации

Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают)

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите, какие они красивые.

– Ребята,  чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский.

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, штаны, жилет, соломенная шляпа. И у тех и у других на ногах надеты сапоги.

Чтобы вы не забыли о сходствах и различиях народных костюмов Олеся и Юрась  дарят вам эскизы белорусских костюмов.

Физминутка

Ребята, Давайте с вами немножко отдохнем и поиграем в белорусскую игру «У Мазаля».

3 часть   -  Ребята, Олеся и Юрась приглашают наших гостей  на экскурсию в современную Беларусь.

1. (иллюстрация с изображением карты.) Республика Беларусь расположена на востоке Европы и граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.  

2. (иллюстрация  с изображением столицы Белоруссии.)

 Ребенок - Главный город в Белоруссии – Минск. Это красивый благоустроенный город. В нем широкие улицы, хорошие дороги. Минск очень зеленый город в нем много деревьев и парков.  

3. (иллюстрация  с изображением президента.)

 Ребенок:  В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом Александром Лукашенко. Город, расположенный в самом центре страны.

4. (иллюстрация с изображением геральдики)

Воспит: - У Белоруссии,  как у каждой страны имеется государственный флаг,  герб и гимн.

Ребенок:  Государственный флаг Белоруссии представляет собой  прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Около древка вертикально  размещён белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне.

Воспит. – Ребята,  красный цвет  символизирует цвет  - цвет жизни и надежды. Зелёный цвет –  полей, лугов, лесов. Белорусский орнамент -единство белорусского народа.

Ребенок:   Герб Белоруссии состоит из красной и зеленой ленты, которая обвивает колосья пшеницы, цветков клевера и льна. В центре герба изображены лучи солнца, поверх которых находится контур Белоруссии, парящий над земным шаром. Вверху герба Белоруссии расположена красная пятиконечная звезда. А в низу золотыми буквами написано «Республика Беларусь».

5. (иллюстрация  с изображением  парка «Беловежской пущи»)

Воспит: Белоруссия славится своим   Национальным парком  «Беловежская пуща».

Ребенок: 

В Беловежской пуще произрастают  большое количество видов растений, в том числе редких и исчезающих. Парк знаменит своими древними именными дубами, возраст которых превышает 500 лет. Есть  древние сосны, ели.

*Ребенок:  В Национальном парке «Беловежская пуща» встречается много видов зверей: оленей, косуль, кабанов, есть лоси, рыси, выдры. А самым известным животным, ставшим символом заповедника Беловежская пуща является зубр - одно из древнейших животных на земле.

В заповеднике обитает множество видов птиц. Некоторые из них  занесены в Красную книгу - орлан-белохвост, черный аист.

6. (иллюстрация  с изображением белорусской библиотеки)

Воспит: - Одна из главных современных достопримечательностей Минска  Национальная библиотека Беларуси.

 Ребенок:  Это целый комплекс сооружений,  главное из которых здание в виде огромного кристалла. Этот кристалл днем сияет  от лучей солнца, а вечером   светится от красочной подсветки, с постоянно меняющими узорами и рисунками.  Его еще называют «Кристаллом знаний».

7. (иллюстрация с изображением «Брестской  крепости»)

Воспит: Брестская крепость – крепость герой, которая встала на пути врага – первой.  В этой крепости гитлеровские войска впервые получили настоящий жесткий отпор. Около месяца продолжалась оборона Брестской крепости.

Это крупнейший мемориальный комплекс мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наша экскурсия.

А сейчас давайте попрощаемся с Олесей и Юрасем. И вернемся в свое время.  

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята,  вам понравилось сегодняшняя экскурсия?

                        Что нового и интересного вы узнали, посетив ее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну цветов"

Конспект  занятия по английскому языку  на цвета....

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие на волшебном поезде» (Животные - наши друзья)

развивать уважительное отношение к животным.воспитывать чувство сострадания к животным.способствовать развитию любознательности, интереса, поиска решений.способствовать формированию научного мировоззр...

Конспект занятия в старшей группе « Путешествуем по группе».

Цель: закреплять умение  ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты ; упражнять в   чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; формировать умение опре...

Конспект занятия-путешествия старшая группа "Путешествие в Страну Знаний”

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности....

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе,«Путешествие на поезде с друзьями»

Конспект интегрированного занятия содержит цели, задачи, приорететную область, интеграцию областей, педагогические технологии. Так же указан педагогические технологии,  материал и оборудование ис...