Главные вкладки

    Теоретические основы развивающего обучения
    статья

    Татьяна Ивановна Беляева

    Концепцияфедеральныхгосударственныхобразовательных стандартов общего образования основывается на системно-деятельностном подходе, то есть на основных принципах развивающего обучения. Мы считаем, что методологическое освоение новых стандартов образования невозможно без знания основных принципов развивающего обучения, тем более, что все новое - это хорошо забытое старое. Позволим себе напомнить основные принципы развивающего обучения.

    Развивающее обучение - это современный, активно-деятельностный способобучения,которыйпришелнасменуобъяснительно-иллюстративному способу. Педагог идет «к детям не с ответом, а с вопросом». Воспитанник становится субъектом познания, то есть играет роль познающего мир. Воспитанник действует не «в зоне актуального», а взоне «ближайшего развития». Механизм, который позволяет ребенку прорваться вперед, может быть зафиксирован воспитателем и возвращен ребенку как способность. Педагог помогает ребенку сформировать еще не сформированные способности [30, c.63].

    Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

    -        вне деятельности нет развития;

    -        знание воспитанниками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;

    -        воспитанник становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

    Условия достижения

    -        Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»;

    -        Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности воспитанника за счет движения от замысла - к опробованию - достраиванию - к решению - к действию;

    -        Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление воспитанникам возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;

    -        Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;

    -        Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;

    -        Использование в образовательном процессе различных источников информации, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность детей;

    -        Слияние непосредственно образовательной и свободной деятельности [8, c.52].

    Технологии развивающего обучения используют в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности,такие,какпознавательныйинтерес,потребность самосовершенствоваться, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, социальные инстинкты. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности - знаний, умений и навыков, способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности, эмоционально-нравственной сферы, деятельностно-практической сферы.

    Способ развивающего обучения - такая технология, которая вызывает включение внутренних механизмов развития личности ребенка. В технологии развивающего обучения, например, используется проблемное изложение – педагог не только сообщает детям выводы науки, но, по возможности, ведет их по пути открытия, заставляет следить за движением мысли к истине. 

    Развивающее обучение – это коллективная мыследеятельность детей, диалог-полилог, деловое общение. В ходе решения определенной задачи может возникнуть ситуация, когда все имеющиеся у ребят способы действий оказались непригодными. Требуется особое искусство педагога, чтобы создать ситуацию, в которой найдется хотя бы один догадливый воспитанник. Педагог задает наводящие вопросы, но не дает прямого ответа. Догадка одного воспитанника подготавливается учебным диалогом-полилогом, который коллективно подготовлен и коллективно распределен. Педагог строит целую серию ситуаций, требующих догадки. Каждый ребенок за счет рефлексии догадок «упражняется в прорывах».

    Диалог-полилог-основнаяформаработы.Развивающее обучениенетехнологизируемо: нельзя продемонстрировать, алгоритмизировать догадку, мысль. Если ребенок не думает, не догадывается, никакие призывы «думай!» не помогут [16. C.87]. 

    Таким образом, отметим, что: 

    1. Цельразвивающего обучения-сформироватьуребенкаспособностик самоусовершенствованию (анализ, планирование, рефлексия), воспитывать учебную самостоятельность. Знания – не самоцель, а средство развития. Позиция ребенка - позиция человека, совершенствующего самого себя. 

    2. Ориентация на завтрашний день развития ребенка: необходимо вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.

    3. Ребенок - субъект учения, партнер воспитателя, учащий себя под руководством педагога.

    4. Цель обучающей деятельности - усвоение способа действий, усвоение теоретического основания, на котором строятся способы действий, то есть усвоение принципа построения действий.

    5. Овладение способом решения важнее, чем факт овладения материалом. Общий принцип действия не усвоить через показ и проверку. Его нужно извлечь из способов и обобщить, то есть провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление.

    6. Совместная учебная деятельность воспитанника и педагога, конечно, предполагает определенный учебный материал. Но его воспитатель «не преподает», а организует непосредственно образовательную деятельность.

    7. В развивающем обучении основные методы связаны с организацией деятельности детей.

    8. В развивающем обучении основной формой является коллективно-распределительная деятельность

    9. Способ действия - важнейший компонент преобразования и усвоения системы понятий. Он отражает процессуально-методическую сторону учебной деятельности.

    10. Ведущее место - вопросам формирования самоконтроля воспитанников в виде внимания и рефлексии самоконтроля.

    11. Процесс учения построен на принципе сотрудничества. Широко используется все три вида общения:

    а) учебное сотрудничество детей между собой;

    б) детей с воспитателем;

    в) ребенка с самим собой, меняющимся в процессе обучения.

    Таким образом, весь процесс познавательной деятельности в развивающем обучении основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самопознании и самореализации, на организации успеха.

     

    По Л.Г. Выготскому, обучение создает зоны ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной к индивидуально – самостоятельной [5, c.75].

    Зона ближайшего развития - это зона нового предметного содержания, в которой осваиваются методы и формы учебной деятельности, обеспечивающие развитие мышления, памяти, воображения и других психических функций.

    Зона актуального развития - это зона предметного содержания, в которой дети уже овладели методами и формами деятельности и, прежде всего, методами творческой деятельности.

    Принципиальные отличия развивающего обучения от информационно-репродуктивного:

    •        функция обучения предполагает не зазубривание всего материала темы, как в ИРС, а усвоение только теоретических понятий - закономерностей, законов, теорий путем выделения их существенных признаков из учебной информации;

    •        функция развития предполагает преимущественно творческую деятельность воспитанников на всех этапах непосредственно образовательной деятельности по теме для усвоения методов научного творчества, а не только отдельных творческих заданий в конце изучения темы;

    • функция воспитания предполагает организацию общения и сотрудничества для формирования у воспитанников самостоятельности в применении основных технологий (или отдельных операций) социального творчества - исследования, проблематизации, экспертизы, проектирования, прогнозирования в рамках каждой темы.

    Развивающее образование - это социальная организация учебной деятельности, направленная на формирование теоретического мышления на основе методов научного творчества и самостоятельной творческой деятельности с помощью системы общенаучных технологий [6, c.96].

    Еще раз отметим методические принципы развивающего обучения:

    1)      На занятиях создается психологический комфорт с помощью уважительного общения, соблюдения воспитателем и воспитанниками правил, справедливого отношения педагога к результатам работы детей, помощь со стороны воспитателя, обеспечение воспитателем минимального успеха дошкольников в непосредственно образовательной деятельности, обеспечения выбора воспитанниками практической направленности творческой деятельности.

    2)      Творческие задания составляют основу непосредственно образовательной деятельности воспитанников.

    3)      Усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности - общенаучные, общепредметные и тематические понятия.

    4)      Теоретические понятия не предлагаются детям в готовом виде, а формируются через существенные признаки самостоятельно или с помощью педагога в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем,

    5)      Проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности.

    6)      Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими воспитанниками и в последующей деятельности развивается.

    7)      Структура учебного материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных понятий ранее изученных тем.

    8)      В процессе образования воспитанники усваивают методы научной творческой деятельности, затем технологии и, наконец, практикуют новые технологии творческой деятельности.

    9)      Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, а затем через парную работу постепенно переходит в индивидуальную форму работы.

    10) Контроль и анализ результатов обучения по теме включает в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, а также анализ самого процесса деятельности и ее результатов на эмоциональном, информационном, теоретическом и методологическом уровнях [23, c.68].

    Педагогу необходимо освоить роли, которые способствуют максимальному проявлению учебной самостоятельности ребенка: это заказчик проекта, скрытый организатор, открытый помощник, мастер, эксперт, внимательный слушатель.

    Наблюдения за организацией развивающего обучения позволяют говорить не только о развитии интеллектуальных способностей дошкольников, об умении их мыслить самостоятельно, о развитии таких универсальных способностей, как анализ, рефлексия, планирование; но и о благотворном влиянии развивающего обучения на воспитателя: повышается уровень его профессиональной подготовки, он становится исследователем и творцом, испытывающим огромное удовлетворение от работы благодаря заинтересованности воспитанников, их желанию узнавать все больше и больше.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologii_razvivayushchego_obucheniya.docx134.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования основывается на системно-деятельностном подходе, то есть на основных принципах развивающего обучения. Мы считаем, что методологическое освоение новых стандартов образования невозможно без знания основных принципов развивающего обучения, тем более, что все новое - это хорошо забытое старое. Позволим себе напомнить основные принципы развивающего обучения.

    Развивающее обучение - это современный, активно-деятельностный способ обучения, который пришел на смену объяснительно-иллюстративному способу. Педагог идет «к детям не с ответом, а с вопросом». Воспитанник становится субъектом познания, то есть играет роль познающего мир. Воспитанник действует не «в зоне актуального», а в зоне «ближайшего развития». Механизм, который позволяет ребенку прорваться вперед, может быть зафиксирован воспитателем и возвращен ребенку как способность. Педагог помогает ребенку сформировать еще не сформированные способности [30, c.63].

    Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

    -        вне деятельности нет развития;

    -        знание воспитанниками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;

    -        воспитанник становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

    Условия достижения

    -        Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»;

    -        Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности воспитанника за счет движения от замысла - к опробованию - достраиванию - к решению - к действию;

    -        Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление воспитанникам возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;

    -        Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;

    -        Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;

    -        Использование в образовательном процессе различных источников информации, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность детей;

    -        Слияние непосредственно образовательной и свободной деятельности [8, c.52].

    Технологии развивающего обучения используют в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности, такие, как познавательный интерес, потребность самосовершенствоваться, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, социальные инстинкты. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности - знаний, умений и навыков, способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности, эмоционально-нравственной сферы, деятельностно-практической сферы.

    Способ развивающего обучения - такая технология, которая вызывает включение внутренних механизмов развития личности ребенка. В технологии развивающего обучения, например, используется проблемное изложение – педагог не только сообщает детям выводы науки, но, по возможности, ведет их по пути открытия, заставляет следить за движением мысли к истине.

    Развивающее обучение – это коллективная мыследеятельность детей, диалог-полилог, деловое общение. В ходе решения определенной задачи может возникнуть ситуация, когда все имеющиеся у ребят способы действий оказались непригодными. Требуется особое искусство педагога, чтобы создать ситуацию, в которой найдется хотя бы один догадливый воспитанник. Педагог задает наводящие вопросы, но не дает прямого ответа. Догадка одного воспитанника подготавливается учебным диалогом-полилогом, который коллективно подготовлен и коллективно распределен. Педагог строит целую серию ситуаций, требующих догадки. Каждый ребенок за счет рефлексии догадок «упражняется в прорывах».

    Диалог-полилог - основная форма работы. Развивающее обучение нетехнологизируемо: нельзя продемонстрировать, алгоритмизировать догадку, мысль. Если ребенок не думает, не догадывается, никакие призывы «думай!» не помогут [16. C.87].

    Таким образом, отметим, что:

    1. Цель развивающего обучения - сформировать у ребенка способности к самоусовершенствованию (анализ, планирование, рефлексия), воспитывать учебную самостоятельность. Знания – не самоцель, а средство развития. Позиция ребенка - позиция человека, совершенствующего самого себя.

    2. Ориентация на завтрашний день развития ребенка: необходимо вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.

    3. Ребенок - субъект учения, партнер воспитателя, учащий себя под руководством педагога.

    4. Цель обучающей деятельности - усвоение способа действий, усвоение теоретического основания, на котором строятся способы действий, то есть усвоение принципа построения действий.

    5. Овладение способом решения важнее, чем факт овладения материалом. Общий принцип действия не усвоить через показ и проверку. Его нужно извлечь из способов и обобщить, то есть провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление.

    6. Совместная учебная деятельность воспитанника и педагога, конечно, предполагает определенный учебный материал. Но его воспитатель «не преподает», а организует непосредственно образовательную деятельность.

    7. В развивающем обучении основные методы связаны с организацией деятельности детей.

    8. В развивающем обучении основной формой является коллективно-распределительная деятельность

    9. Способ действия - важнейший компонент преобразования и усвоения системы понятий. Он отражает процессуально-методическую сторону учебной деятельности.

    10. Ведущее место - вопросам формирования самоконтроля воспитанников в виде внимания и рефлексии самоконтроля.

    11. Процесс учения построен на принципе сотрудничества. Широко используется все три вида общения:

    а) учебное сотрудничество детей между собой;

    б) детей с воспитателем;

    в) ребенка с самим собой, меняющимся в процессе обучения.

    Таким образом, весь процесс познавательной деятельности в развивающем обучении основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самопознании и самореализации, на организации успеха.

    1.2. Общие методические принципы развивающего обучения

    По Л.Г. Выготскому, обучение создает зоны ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной к индивидуально – самостоятельной [5, c.75].

    Зона ближайшего развития - это зона нового предметного содержания, в которой осваиваются методы и формы учебной деятельности, обеспечивающие развитие мышления, памяти, воображения и других психических функций.

    Зона актуального развития - это зона предметного содержания, в которой дети уже овладели методами и формами деятельности и, прежде всего, методами творческой деятельности.

    Принципиальные отличия развивающего обучения от информационно-репродуктивного:

    •        функция обучения предполагает не зазубривание всего материала темы, как в ИРС, а усвоение только теоретических понятий - закономерностей, законов, теорий путем выделения их существенных признаков из учебной информации;

    •        функция развития предполагает преимущественно творческую деятельность воспитанников на всех этапах непосредственно образовательной деятельности по теме для усвоения методов научного творчества, а не только отдельных творческих заданий в конце изучения темы;

    • функция воспитания предполагает организацию общения и сотрудничества для формирования у воспитанников самостоятельности в применении основных технологий (или отдельных операций) социального творчества - исследования, проблематизации, экспертизы, проектирования, прогнозирования в рамках каждой темы.

    Развивающее образование - это социальная организация учебной деятельности, направленная на формирование теоретического мышления на основе методов научного творчества и самостоятельной творческой деятельности с помощью системы общенаучных технологий [6, c.96].

    Еще раз отметим методические принципы развивающего обучения:

    1)        На занятиях создается психологический комфорт с помощью уважительного общения, соблюдения воспитателем и воспитанниками правил, справедливого отношения педагога к результатам работы детей, помощь со стороны воспитателя, обеспечение воспитателем минимального успеха дошкольников в непосредственно образовательной деятельности, обеспечения выбора воспитанниками практической направленности творческой деятельности.

    2)        Творческие задания составляют основу непосредственно образовательной деятельности воспитанников.

    3)        Усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности - общенаучные, общепредметные и тематические понятия.

    4)        Теоретические понятия не предлагаются детям в готовом виде, а формируются через существенные признаки самостоятельно или с помощью педагога в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем,

    5)        Проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности.

    6)        Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими воспитанниками и в последующей деятельности развивается.

    7)        Структура учебного материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных понятий ранее изученных тем.

    8)        В процессе образования воспитанники усваивают методы научной творческой деятельности, затем технологии и, наконец, практикуют новые технологии творческой деятельности.

    9)        Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, а затем через парную работу постепенно переходит в индивидуальную форму работы.

    10) Контроль и анализ результатов обучения по теме включает в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, а также анализ самого процесса деятельности и ее результатов на эмоциональном, информационном, теоретическом и методологическом уровнях [23, c.68].

    Педагогу необходимо освоить роли, которые способствуют максимальному проявлению учебной самостоятельности ребенка: это заказчик проекта, скрытый организатор, открытый помощник, мастер, эксперт, внимательный слушатель.

    Наблюдения за организацией развивающего обучения позволяют говорить не только о развитии интеллектуальных способностей дошкольников, об умении их мыслить самостоятельно, о развитии таких универсальных способностей, как анализ, рефлексия, планирование; но и о благотворном влиянии развивающего обучения на воспитателя: повышается уровень его профессиональной подготовки, он становится исследователем и творцом, испытывающим огромное удовлетворение от работы благодаря заинтересованности воспитанников, их желанию узнавать все больше и больше.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Теоретические основы проблемы обучения детей раннего возраста культурно-гигиеническим навыкам.

    Культура и гигиена – вот два понятия, о которых пойдёт речь. Культура – это отношение к чему-либо, а гигиена – это, прежде всего, здоровье....

    Занимательная математика как основа развивающего обучения

    Занимательная математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определ...

    Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха

    Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенк​у физическое развитие....

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОО, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, процесс социализации, уст...

    Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 1 Теоретические основы процесса формирования музыкальной культуры личности

    Тема 1 - Структура и компоненты музыкальной культуры личностиТема 2 - Музыкально-эстетического сознание личностиТема 3 - Эмоциональная отзывчивость личности Практическая работа: ГЛОССАРИЙ...

    Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

    Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...