Главные вкладки

    Семинар-практикум на тему: "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"
    учебно-методический материал

    Монгул Чаяна Борисовна

     "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_a-d.docx19.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад

    « Чечек» комбинированного вида с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

    Семинар – практикум на тему:

     «Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности»

                                                Подготовила старший воспитатель

     МБДОУ-д/с « Чечек» с.Кызыл-Мажалык.

                                 Монгул Чаяна Борисовна

                педстаж-6 лет

    с.Кызыл-Мажалык-2017г

    Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности

    «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь

    много ума, чтобы пользоваться им»

    Г. Гегель.

    Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

    Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

    Работая над развитием речи дошкольников ставлю перед собой цель:

    Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

    Для этого решаю следующие задачи :

    –Создать в группе развивающую среду;

    -Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;

    -Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

    -Развивать мелкую моторику рук.

    Считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:

    «Речевой уголок» (В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры) .

    «Театральный уголок»

    (Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектакле дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)

    «Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»

    (Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь.

    «Книжный уголок»

    (Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.

    В свой работе использую различные методы и формы:

    Методы речевого общения

    Наглядный

    Практический

    Словестный

    Формы работы с детьми

    . Непосредственно – образовательная деятельность. Составление описательных рассказов

    Решаю задачи из всех разделов программы: развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития.

    Также использую музейную педагогику. Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

    Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    Развитие связной речи посредством художественной литературы.

    . Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. Художественная литература служит действенным, нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. Большим плюсом в работе с детьми по речевому развитию является то, что нам помогают сотрудники детской библиотеки, с которыми совместно проводятся мероприятии для детей: «Библиобус», инсценировки сказок, выставки, обзор литературы.

    . Художественное творчество и развитие речи

    Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

    Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

    Развитие речевого общения через игровую деятельность

    Через игру побуждаю детей к общению друг с другом.а сюжетно-ролевая игра способствует:

    - закреплению навыков пользования инициативной речью,

    - совершенствованию разговорной речи,

    - обогащению словаря,

    -формированию грамматического строя языка и т. д.

    Развитие речи средствами дидактической игры

    Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

    С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.) . Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

    Развитие речи на прогулке

    Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

    Подвижные игры в речевом развитии

    Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

    Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

    Подвижные игры бывают:1. С разнообразными движениями и пением: «У соседа лучше», «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»

    2. С бегом: «Перемени предмет», «Найди себе пару», «Ловишка», «Поймай ленту», «Хитрая лиса»

    3. С прыжками: «Кролики», «Не оставайся на полу», «Мой веселый, звонкий мяч», «Удочка», «Лягушки и цапля»

    4. С подлезанием и лазанием: «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы», «Пожарные на учении»

    5. С метанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Мяч в корзину», «За мячом»

    6. На ориентировку в пространстве: «Волшебные елочки», «Перелет птиц», «Осенние листочки», «Цветные автомобили», «Найди свой домик»

    7. Хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка»

    8. С мячом

    Работа с родителями

    Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации) ;

    информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей и библиотека для родителей) ;

    информационно-аналитическая (анкетирование и опросы.)

    Так же проводим беседы по просьбе логопеда, передаем домашнее задание.

    Рекомендации родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии речи детей дошкольного возраста.

    Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"

    Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв...

    «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

    Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литератур...

    Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности

    Основной вид музыкальной деятельности-пение тесно связан с развитием речи...

    Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»

    игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....

    Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

    Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников.  Приобретение этих представлений имеет существен...

    Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»

    Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»...

    Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников в различных видах музыкальной деятельности"

    Материал адресован воспитателям ДОУ с целью активизации их знаний о значимости развития связной речи. С помощью материала, изложенного в консультации, музыкальный руководитель сможет обучить воспитате...